Сколько Петербургу Мариинок надо? Подсчеты Валерия Гергиева не совпадают с оценками некоторых экспертов

Пройдет совсем немного времени, и можно будет констатировать, что урон, нанесенный городу во время Великой Отечественной войны, меньше того урона, который нанесли появление нынешних зданий-новоделов, внедряемых в исторический центр, бесконечные переделки фасадов старых домов, уродливая наружная реклама (какой, например, кошмар высотой с двухэтажный дом торчит на портике станции метро "Площадь Восстания"!), автостоянки на самых красивых центральных площадях, короче говоря, вся политика экспансии - вширь, вверх, внутрь, которая с каждым месяцем все больше напоминает гражданскую войну между властью и населением за городское пространство.

Вторая гражданская война

Населения территории остается все меньше, а власть даже не осознает знаковой остроты своих действий. Скажем, недавнее сообщение о том, что на территории трампарка N 4 (Дегтярный п., 3) собираются построить гигантский комплекс административных зданий для всех подразделений администрации, находящихся вне Смольного, а освободившиеся здания отдать богатым арендаторам в лице банков, казино, нефтяных компаний и т. п., было понято совершенно определенно: у нас отняли трамвай и очередной трампарк, который они ликвидировали, потому что им трамвай не нужен, а территорию трампарка они забрали себе, потому что идет война за территории, являющиеся главным трофеем в этой войне.

При этом на любую критику Смольный реагирует так, как и положено специалистам по PR: значит, плохо (мало) объясняли, значит, не смогли найти такие аргументы, чтобы недовольное население (а это меньшая по численности, но наиболее активная часть населения) очевидный ущерб своим интересам восприняло бы как улучшение и поверило, что выгода Смольного - это выгода всех горожан. Естественно, речь идет только о пропагандистском прикрытии, но не об изменениях в стратегии. Хотя понятно, что как кирпич ни пиарь, он все равно алмазом не станет.

Практически все факты, касающиеся изменений городской среды, нового строительства, смены собственников зданий и территорий - являются сводками с театра военных действий. Будь то сообщение о строительстве отеля в парке или саду или о закрытии бани. К этому же ряду относится и широко рекламируемое строительство "Балтийской жемчужины", которое на самом деле может являться подготовкой жилого ресурса для очистки центра города от простых людей.

Строительный комплекс рассекретил этим летом данные, из которых следовало, что 35% построенных квартир не находят покупателей. Возникает естественный вопрос: если так много нового жилья не куплено, зачем строить его еще и еще?

Однако следует иметь в виду, что немалое число (данные либо отсутствуют, либо засекречены) новых квартир новоселы получают от строителей (инвесторов, застройщиков, девелоперов и т. д.) при расселении домов в старой части города. Фактически застройщики за свои деньги переселяют людей в новое жилье на периферию города, чтобы освободить дом, а затем его или отремонтировать, или снести и на "пятне" построить новый дом. А так как "пятно" расположено в историческом центре, то продажа квартир богатой части населения окупит затраты и на выселение бедных, и на строительство "элитника". Иными словами, работает насос, отсасывающий людей из исторического центра. Например, если пройтись по Садовой ул., в глаза бросится большое число уже расселенных домов.

Именно по этой причине "Балтийская жемчужина" с ее 160 гектарами имеет вполне конкретный смысл. Естественно, что это глухая периферия. Но именно по этой причине район и выгоден как место для переселения в дешевое жилье тех, кто пока живет в центре.

Особо фиксирую гуманизм властей: население не уничтожают, а переселяют. Место новой дислокации целиком определяется финансовой выгодой правящей группы.

Экспансия вширь

Экспансия имеет разные формы, одну из них ярко демонстрирует руководство Мариинского театра. Всем уже понятно, что строительство второго здания для Мариинки (МТ-П) оправдано не творческими задачами, не какими-то особыми оперно-балетными проектами, не вмещающимися в старое здание, а исключительно гигантоманией и мегаломанией, свойственными Валерию Гергиеву. Ничем, кроме амбициозности, не оправдано и место размещения МТ-П - рядом с Мариинкой-1. Кроме премьер старый зал Мариинского театра в течение года отнюдь не заполнен, зачем же еще и второе гигантское здание рядом? Никто толком так и не объяснил.

Фактически предложение Перро было с восторгом принято на том же основании, на котором за год до этого отвергли изделие американского архитектора Эрика Мосса. Потому что проект Мосса промоутировала Москва (и она же осваивала бы средства), а деньги "под Перро" изначально планировалось выдать Петербургу, чтобы освоение (со всеми вытекающими последствиями) шло местными силами.

Я даже не против откатов. Но совсем не обязательно стремление к ним должно было увенчаться выбором проекта, который архитектурно не выдерживает критики. Вина за это целиком лежит на организаторах конкурса, проявивших профессиональную беспомощность, поскольку они не сумели грамотно сформулировать задание (главный виновный тут - тогдашний председатель комитета по градостроительству Олег Харченко).

И вот этим летом стало известно, что экспансия Мариинского театра продолжается, и реально начато строительство третьего здания для Мариинки на 1150 посадочных мест (в письме комитета по градостроительству от 22 марта 2005 г. именно и говорится о 3-й сцене МТ). Поначалу речь шла о "реконструкции с расширением" здания Декорационного магазина и зала Дирекции Императорских театров (ул. Писарева, 20). Однако быстро оказалось, что на генплане Петербурга уже давно стоит виза Министерства физической культуры, которое почему-то легко согласилось отдать треть стадиона, принадлежащего Государственной академии физической культуры им. Лесгафта. Стадиона, которым, кстати, бесплатно могут пользоваться все граждане - зимой кататься на коньках, а летом играть в футбол. Понятно, что такие визы означают практически - и можно только порадоваться и за министерство, и за академию.

Но встает самый интересный вопрос - а для чего все это театру при условии, что строится МТ-П? Просто руководство Мариинского театра, увлеченное экспансией и гигантоманией, решило, урезав стадион, организовать со стороны улицы Декабристов парадный вход, поскольку улица Писарева выглядит нереспектабельно, а образовавшуюся территорию в 1,05 га (из которых 0,5 га прихватили у Академии физкультуры) застроить чем-то выгодным для себя в финансовом отношении. Скажем, боулинг, ресторан, казино, отель - пока неясно... Если ранее полезная площадь мариинского здания на Писарева, 20, составляла 3340 кв. м, то после экспансии и достроек будет 8272 кв. м. Огромные площади отводятся на гигантские подсобки и офисы. Два театральных здания есть, а им все равно мало.

В целом же то, что сделано со стадионом, является частью большого проекта по приватизации общественных зон города и уже различимого глобального плана по превращению затрапезной ул. Декабристов в новорусскую "общественно-деловую зону" (это указано в уже упомянутом письме КГА от 22 марта 2005 г. со ссылкой на генплан). Мариинский театр является толкачом движения. Скоро понадобится тотально расселять все дома по улице Декабристов, чтобы старье снести, а новостройки "общественно-деловой зоны" подтянуть по стилю к МТ-П. Так что "Балтийская жемчужина" и ей подобные очень пригодятся.

Одновременно исчезнет привычный облик старого города и на улице Декабристов. К слову сказать, архитектура ДК им. Первой пятилетки, который уже начали сносить, куда интереснее и совершеннее, чем являющийся бутафорией новодел Перро. А уж о культурных заслугах этого здания и говорить не приходится: здесь гастролировали "Современник", Театр на Таганке, МХАТ, "Ленком", театр "Пикколо" из Милана, здесь всегда выступал Аркадий Райкин. Впрочем, Валерий Гергиев, наверное, уверен, что культура началась с него.

Зачем столько МТ одному городу?

Еще надо учитывать нюанс, связанный с Новой Голландией (НГ). В 1997 году Гергиев встретился с Ельциным и просил включить Новую Голландию в "единый театральный комплекс". Об МТ-П на другом берегу Крюкова канала речь еще не шла, вторая сцена Мариинки планировалась в НГ.

Но аппетит приходит во время еды, и в январе 2002 года, когда в Петербурге внезапно объявились тогдашний начальник Госстроя А. Шамузафаров и министр культуры М. Швыдкой в обнимку с американцем Э. Моссом, обнаружилось, что Валерий Гергиев помимо строительства МТ-П претендует еще и на Новую Голландию, где Мосс предлагал установить куб из стекла высотой всего 68 метров с концертным залом на 700 мест. Тут же гостиница для интуристов, прибывающих в Мариинский тиатр как на турбазу, и "Конвеншн-холл".

Объединение МТ-П с НГ как единая территория развития для Мариинского театра было зафиксировано и в постановлении правительства N 314 от 21 апреля 2001 г. Мосс, кстати, пошел еще дальше и рассуждал совсем размашисто, спланировав очистить все пространство, ограниченное Крюковым каналом, пр. Римского-Корсакова и Лермонтовским, а заодно убрать и дома между ул. Декабристов и Новой Голландией.

Примечательны слова главы Госстроя Шамузафарова, сказанные им на обсуждении в Мариинском театре в январе 2002 года: "После ГАМТ будем рассматривать Новую Голландию, где будет культурно-досугово-туристическая зона федерального значения... Но прошу иметь в виду, что на Новую Голландию пойдут частные инвестиции... Там будет снесен малоценный институт Крылова". Давно нет в правительстве Шамузафарова, а его планы выполняются.

И вот в свете тогдашних планов, которые сейчас выполняются, могу предположить, что обязательный для строительства в Новой Голландии Дворец фестивалей площадью 10 - 15 тыс кв. метров - реликт старых планов В. Гергиева по включению НГ в состав Мариинского театра. Ибо Гергиев не из тех, кто от своих амбиций отступается. Просто сейчас ему немного неудобно говорить еще и об Мариинке-IV. Поэтому можно предположить, что запланированный в Новой Голландии Дворец фестивалей в Новой Голландии будет также построен для Мариинского театра, став MT-IV. Никаких иных рациональных объяснений в связи с этим Дворцом фестивалей, являющимся, согласно временному регламенту застройки, обязательным обременением для инвесторов, найти нельзя.

Экспансия МТ уже вышла за границы здравого смысла. Возникает вопрос: а сколько Мариинских театров городу надо? Очевидно, что город должен быть заинтересован в "разных театрах, а не в размножении одного, и если таковое происходит, то это прямое следствие культурной некомпетентности и превращение искусства в бизнес на недвижимости.

С этой же культурной некомпетентностью связано и намеченное строительство Дворца фестивалей. Конкурс по Новой Голландии намеренно сделан не архитектурным, а инвестиционным. И в этом главная хитрость. Однако промоутированный КГИОПом новый документ о зонах охраны вошел в генплан и стал законом. Теперь Новая Голландия входит в охранную зону. 031 с самым строгим регламентом, и здесь запрещено строительство новых зданий и сооружений. А вместе с тем все, включая КГИОП, стараются не замечать запретов и говорят про новодел в НГ - Дворец фестивалей, который надо построить обязательно. Так стоило ли столько шуметь об охранных зонах , чтобы тут же после включения положений о них в генплан начать его нарушать?

Что же до МТ-III на ул. Декабристов, то тут нарушено положение о том, что в зоне регулируемой застройки новое строительство может вестись лишь в соответствии с проектами комплексной реконструкции кварталов, с режимами на отдельные кварталы и заданием КГИОП при сохранении ценных средовых характеристик - предметов охраны. Деревья на стадионе уже снесли, стройка началась, а проекта комплексной реконструкции с визой КГИОПа обнаружить не удалось. Более того, только сейчас разрабатываются "Правила землепользования", позволяющие применять новые регламенты в конкретных случаях, а стройка на улице Декабристов идет вне правил. Но КГИОП опять молчит.

Да что говорить про Мариинский театр и Валерия Гергиева - приятеля президента. Вот, например, кафе "Меконг", с 2002 года расположенное в подвале дома 1 по Малой Садовой (здесь же находится комитет по здравоохранению). Здание, между прочим, является памятником архитектуры федерального значения (дворец И. Шувалова, в 1753 - 1755 гг. построенный С. Чевакинским). Кафе же непросто вселилось, но тут же попыталось обратить на себя внимание двумя гигантскими мраморными львами высотой 170 см, привезенными из Вьетнама. Естественно, львы испортили облик здания, поскольку выполнены в чуждой стилистике и вообще тут неуместны.

Если КГИОП дал разрешение на эту порчу фасада, я их поздравляю. Если не давал и старается теперь львов не замечать - поздравляю особо. Впрочем, эти львы - лишь один из десятков аналогичных примеров.

Матвиенко В.В. рубит дверь

Недавно в газете Адмиралтейского района "Коломна" (2005, сентябрь, N 13) прочитал типовое объявление: в соответствии с разрешительным письмом комитета по градостроительству и архитектуре (КГА) от 31.05.2005 некто Матвиенко В. В. (не путать с Матвиенко В. И.) информирует жителей района о переводе в нежилой фонд квартиры 59 в доме 18 по Столярному переулку. Устраиваются два входа - со стороны уличного фасада и со стороны дворового. С улицы, очевидно, дверь прорубят на месте окна - так делается давно и везде. Петр Великий прорубил окно в Европу, а Матвиенко В. В. на месте окна - дверь.

Мы уже давно входим в окна по всему городу и почти не замечаем, что большая часть фасадов изуродована. Причем Столярный переулок - это как раз то, что называется Петербургом Достоевского, его центр, его смысловое ядро. Начали губить и его. А разрешения дает комитет по градостроительству. КГИОП, который должен охранять средовые характеристики, не вмешивается. Все вместе это тоже результат культурной некомпетентности. Под ее натиском старый, прославившийся уникальным обликом Петербург, исчезает.

Экспансия внутрь: Сенат и Синод никому не нужны

Назревает скандал со зданием Сената и Синода, из которого еще не выселили, но по-прежнему собираются выселить Российский государственный исторический архив.

По плану, который не будет выполнен, строительные и отделочные работы в новом здании РГИА на Уткином пр. должны быть завершены 30 сентября 2005 года. После чего в течение трех месяцев должны вестись пусконаладочные работы сложного оборудования

Для кого Генплан писан  »
Юридические статьи »
Читайте также