Для кого Генплан писан

Похоже, документ, определяющий развитие Петербурга на ближайшие десятилетия, составляли "от балды"

План противоречий

Одним из важнейших законов, которые в открывшуюся после летних каникул сессию должно принять Законодательное собрание Петербурга, является Генеральный план развития города. Судя по всему, теперь это вопрос чисто технический. Первое чтение прошло на ура. А второе и третье должны быть еще легче. Ведь, согласно договоренности между законодательной и исполнительной властями, вносить изменения в эпохальный документ в этот период позволено только губернатору. Депутатам отведена лишь роль послушных исполнителей с мандатами, подобно заполнявшей некогда партер Кремлевского дворца съездов массовке на "форумах" КПСС. Можно с почти стопроцентной гарантией предположить, что серьезных изменений вноситься не будет. Разве что по мелочам. Хотя, даже если бы ситуация и развивалась по-другому, вряд ли можно было ожидать кардинальных изменений, зная расклад сил в питерском ЗакСе нынешнего созыва.

В результате, когда дело дойдет до претворения Генплана в жизнь, может сложиться патовая ситуация. Уже сегодня многие строители с большой долей скепсиса относятся к заложенным в закон объемам ввода жилых площадей. Кто и на какие средства будет их строить - не понятно. Пока на рынке наблюдается стабильный спад. И самое плачевное - более трети уже сданных госкомиссии квартир не могут обрести хозяев. Если экономическая ситуация кардинально не изменится, Генплан станет такой же фикцией, как строительство коммунизма или знаменитая горбачевская программа "Жилье-2000".

Похоже, что составители одного из ключевых для города документов в процессе работы над ним не стали заморачиваться и выслушивать мнения специалистов, которые, можно предположить, во многом противоречат "социальному" заказу Смольного.

Но строительство жилья - далеко не единственная бомба, заложенная под Генплан его разработчиками. Еще одна ласточка непонимания между "низами" и "верхами" пролетела накануне лета. На пресс-конференции в Доме журналиста представители Санкт-Петербургского Парусного союза высказали свое недовольство проектом, посчитав, что интересы нынешних и потенциальных владельцев катеров и яхт в нем не учтены. Тогда еще была надежда, что ситуацию можно исправить. Но прошедшие с тех пор три месяца ничего не изменили.

У моря и без моря

Более трехсот лет назад, основывая новую столицу империи, Петр I главной целью закладки города видел необходимость "ногою твердой стать при море". Однако заветам первого российского императора потомки, особенно в последнее время, если и следуют, то не очень рьяно. После Великой Отечественной город утратил статус главной базы Балтийского флота. Продолжающаяся забастовка в морском порту, по мнению аналитиков, заставляет потенциальных грузоотправителей и грузополучателей задумываться об уходе в другие гавани, от чего выигрывают наши прибалтийские соседи. Единственная сфера, в которой в последнее время наблюдается оживление, - судостроение, в котором Петербург еще сохраняет статус российской столицы. Вопрос лишь в том, надолго ли хватит используемых ресурсов, ведь основные фонды, активно эксплуатируемые сейчас, достались нам в наследство от СССР, и с тех пор практически не обновлялись.

"Большой" флот, будь то гражданский или военный, - это еще не все. Приморский город, каковым является Северная столица, обязан "жить" морем. А для этого каждый его обитатель должен иметь возможность не только смотреть с набережных на "бескрайние просторы" Маркизовой лужи, но и иметь возможность их бороздить. Вот тут-то и возникают проблемы.

Катерных стоянок и яхт-клубов в городе до обидного мало. Автор этих строк, десять лет назад попав в маленький финский городок Лахти, был поражен лесом мачт, вздымавшимся над маленьким местным водоемом. По сравнению со скандинавским пейзажем территория и причалы, например, Речного яхт-клуба в Петербурге выглядят, мягко говоря, убого. Постоянные обитатели этого места отзываются о нем еще жестче, называя помойкой. Два года назад, когда в клубе сменилось руководство, у яхтсменов появились надежды на возрождение былого величия. Но им не суждено было сбыться. Дело в том, что в Речном не решен земельный вопрос. За право обладания его территорией уже много лет спорят между собой город и профсоюзы. И пока вопрос не будет решен окончательно, ждать положительных сдвигов не приходится. Зачем, спрашивается, профсоюзам вкладывать деньги в то, что у них в любой момент могут отнять?

Подобная ситуация в Петербурге не исключение, а правило. В качестве примера можно привести печальную судьбу яхт-клуба "Балтиец", выселенного недавно, несмотря на многочисленные протесты. Что для города какой-то яхт-клуб, когда на кону многомиллионные инвестиции китайцев, вознамерившихся строить в этом месте "Балтийскую жемчужину"? Надо же ублажить великого восточного соседа. Даже если строители считают этот проект с финансовой точки зрения для города убыточным.

Не лучше складывается ситуация и для расположенного на острове Бычий яхт-клуба Санкт-Петербургского Морского технического университета (бывшего ЛКИ). На место положили глаз дзюдоисты из клуба "Явара-Нева", решившие возвести здесь спортивный центр. Понятно, что представителям "президентского" вида спорта власти благоволят, и над яхтсменами нависла серьезная угроза выселения. Хотя мало кому, кроме самих борцов, понятно, зачем именно в этом месте нужен центр подготовки дзюдоистов. Скажите, какая бабушка будет несколько раз в неделю возить своего внука на занятия в такую даль? Скорее можно предположить, что спортивный центр является лишь поводом для захвата земли в престижном месте. А потом и отельчик можно организовать, ресторанчик с сауной для вип-клиентов, и много еще чего выгодного с экономической точки зрения. Тем более что и фигурирующая в проекте гавань на 100 лодок вызывает у специалистов ехидную ухмылку. Дело в том, что с точки зрения экономики стоянка такой вместительности - убыточна. А ведь было же предложение собрать в этом месте яхтсменов всех питерских вузов, организовав нечто вроде учебного центра. Тем более что находящийся здесь гребной канал представляет собой отличное место для обучения новичков.

На предположения о тривиальном захвате земли наталкивают мысли, высказанные на упомянутой в начале статьи пресс-конференции в Домжуре координатором фракции "Единой России" в Законодательном собрании и по совместительству членом Морского совета при правительстве Санкт-Петербурга Вадимом Лопатниковым. Смысл их сводился примерно к следующему: яхт-клубы занимают землю в престижных районах, но платить за нее не в состоянии. Значит, надо их оттуда выселить, а территорию продать. Городу нужны деньги сейчас, а что будет потом - депутатов мало волнует.

О каком развитии яхтинга и социальной программе поддержки здоровья населения в городе можно говорить при таком подходе "народных избранников"? Тем более что именно единороссы определяют сегодня политику ЗакСа.

Шкура неубитого медведя

Но почему-то, говоря о сегодняшней нищете яхт-клубов, многие забывают, что при нормальном развитии массовый яхтинг - это как в старой юмореске: не только здоровье нации, но еще и... Его развитие может обеспечить приток средств в городскую казну. И путей тут несколько.

Первая - прием зарубежных гостей. Как утверждает президент Санкт-Петербургского парусного союза Владимир Логинов, потенциально в Северную столицу может заходить до 30 тысяч лодок в год. Иностранные яхтсмены готовы делать это хоть сегодня, но негде встать. Нет мест с нормальным сервисом.

Какие от этого выгоды? Стоянка одной яхты обходится владельцу от 25 до 50 евро в день. Помимо этого гости будут оставлять деньги в музеях, кафе, ресторанах и так далее. Опыт походов наших яхтсменов в Финляндию показывает, что за неделю экипаж из шести человек оставляет там 2-3 тысячи евро. Умножаем на количество яхт, которые Петербург мог бы обслуживать, и получается достаточно внушительный экономический эффект.

Понятно, нас могут обвинить в излишнем оптимизме. Но даже более скромные цифры, полученные на примере наших прибалтийских соседей, заставляют задуматься. К примеру, в столицу Эстонии в год приходит до 10 тысяч лодок. И это уже реальность.

Создадут, к примеру, в Питере прекрасную стоянку (марину) лодок на 700, в которой будет и детская школа с классами, и многое другое, что соответствует пониманию термина "марина XXI века". Придет один гость, за ним второй, которые по возвращении домой расскажут, что здесь есть весь сервис, удобства. И тогда потянутся другие. Как в ядерной физике - эффект цепной реакции. Более того, при наличии нормальных стоянок и приемлемых ценах в Петербург на зимний отстой готовы приходить финны. В то время как сейчас половина больших катеров уходит из Питера зимовать к соседям. Там и дешевле, и охрана нормальная.

Второй способ извлечения дохода - спортивный туризм. Это когда люди приезжают либо участвовать в соревнованиях, либо посмотреть на них. И тут все зависит от уровня организации проводимых гонок. В этом году Парусный союз провел в общей сложности четыре крупнейших регаты, в том числе и Чемпионат мира в классе 470. Причем на очень высоком уровне. С таким результатом можно претендовать и на большее. Например - на Золотой кубок "Дракона", в котором участвуют короли и принцы. Но опять встает вопрос - где принимать столь высоких гостей? Нужны современные яхт-клубы. И если нет возможности развивать существующие базы, значит, надо строить новые.

Подобные проекты есть. Существуют даже инвесторы, готовые вкладывать в них деньги. Но все упирается в нежелание властей решить земельный вопрос. В частности, яхтсмены присмотрели себе место в Петродворце. Сейчас там болото, из которого они готовы сделать яхт-клуб. У этого места есть одно неоспоримое преимущество - рядом дистанция, и чтобы попасть на нее, не надо, как сейчас, идти по фарватеру, на котором движение "Метеоров" хуже, чем машин на Невском. В строительстве на этом месте яхт-клуба заинтересованы многие, включая местную администрацию. Инвестором уже выделены деньги в объеме 30 миллионов долларов. На эти средства можно построить детскую школу, гостиницу, ангары. Но город молчит.

На сегодняшний день в Северной столице существует лишь один яхт-клуб, отвечающий всем современным требованиям, - Морской (бывший БМП). Но дело в том, что он является тем самым исключением, которое лишь подтверждает правило. Здесь решены все вопросы собственности на землю и набережные, есть хозяин - "Русский алюминий". Владельцем для управления делом нанят профессионал. Но стоянка этого клуба заполнена и свободных мест там нет. А они нужны. По данным статистики, в последние два года наблюдается бум ввоза в страну катеров и яхт, которые надо куда-то ставить.

Работа над ошибками

Именно этот вопрос на долгосрочную перспективу и должен, по идее, решать Генеральный план развития города. И вроде как решает. По крайней мере, на чертежах и схемах некоторое количество яхт-клубов и стоянок присутствует. Но, как утверждает Владимир Логинов, места для них выбраны без какой-либо консультации со специалистами. Вполне может оказаться, что лет через десять мы вынуждены будем констатировать, что здесь марины не нужны, а вот на километр в сторону - были бы в самый раз. А ведь тогда, чтобы изменить что-то, надо будет принимать поправки к закону, проводя их через ЗакС. Хотя, может, оно и к лучшему: депутаты без работы не останутся.

- На мой взгляд, - продолжает президент Парусного союза, - когда готовились документы, учитывая специфику приморского города, надо было пригласить Парусный союз и ГИМС, чтобы предусмотреть в плане перспективные стоянки - марины, яхт-клубы - и сделать прогноз перспектив их развития. То есть пойти по цивилизованном пути: понять, что нас ждет в ближайшем будущем, и потом уже начинать застройку, а не наоборот. Через пять лет, когда весь берег будет занят, возвращение к этому вопросу обойдется значительно дороже. Хотя уже сегодня город задыхается от того, что люди не имеют возможности выйти к морю.

Во всем мире развитие яхт-клубов напрямую связывают со здоровьем граждан и относят к социальной программе. Именно это считается первоочередной задачей. Даже в "бедной" Эстонии вся береговая часть принадлежит государству. И там она отдается в бессрочное пользование яхтсменам. Закрепляется за определенными яхт-клубами, и арендная плата очень низкая. Примерно 2000 евро в год за 10 гектаров земли. При этом само государство строит причальные сооружения и передает их на баланс клубу. А он уже дальше обслуживает их за свой счет, собирая членские взносы, принимая гостей и так далее. И порядок на территории поддерживается клубом.

Но это "там". У нас же, судя по всему, еще долго о цивилизованном подходе к развитию инфраструктуры города можно будет только мечтать.

Виктор Семенов

С прилетом, мистер айкидо!  »
Юридические статьи »
Читайте также