Поехали за город? Вывод промышленных предприятий из центра Петербурга начался

Центр Северной столицы должен быть очищен от промышленных объектов - таково мнение петербургских властей. Мы уже касались темы перевода предприятий за пределы города, но тогда - несколько месяцев назад - это были лишь планы. Сегодня ситуация сдвинулась с мертвой точки.

Выгодная рокировка

Причин для перевода предприятий - целый список. Самая же первая (и основная) - это неэффективное использование центральных городских территорий. Исторически сложилось так, что индустрия Петербурга развивалась вместе с городом, и за триста лет множество промышленных предприятий оказалось в центре, что на сегодняшний день создает массу проблем. На недавнем брифинге председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) Владимир Бланк заявил - расширяющемуся бизнесу нужно все больше свободных земельных участков для строительства жилых домов, офисных центров, гостиниц. Мысль не новая, однако для Петербурга крайне актуальная.

- Перевод промышленных предприятий из центра - верное решение. Это положительно скажется на экологии, воздух будет чище, дороги избавятся от большегрузного транспорта. А на вновь освобожденной территории можно будет развивать социальную инфраструктуру. Город нуждается в гостиницах, а где их строить, как не в центре? - уверены представители строительных компаний.

Перебазирование заводов - дело добровольное. Насильно покидать свои территории заставлять не собираются. Тем более что, по словам пресс-секретаря Комитета экономического развития Марии Семеновой, подобная рокировка выгодна и самим предприятиям - для их дальнейшего развития и модернизации.

Первая помощь

Переезд заводов будет происходить с учетом зарубежного опыта. Предприятие, желающее перебазироваться в Шушары, Конную Лахту, на Парнас или Ржевку, обращается в КЭРППиТ, где ему подыскивают территорию. При этом оно вправе выбирать из предложенных вариантов. После того как место определено, город "готовит почву" к приему новых хозяев - реконструирует дороги, прокладывает канализацию, газ и свет. Согласно Генплану, предприятия к переезду будут стимулировать налоговыми льготами и небольшой выкупной стоимостью земли в окраинной промышленной зоне. Так как арендная плата, особенно в центре Петербурга, с каждым месяцем повышается, многим будет выгодно купить новую землю.

Примеры уже имеются. ЗАО "Первая мебельная фабрика" перебазировалось из Петроградского района в северо-западную промышленную зону в Приморском районе.

- Строительство новой производственной площадки шло два года. На освободившихся территориях планируется построить гостиницу и ряд производственных помещений дочерней компании, - говорит генеральный директор фабрики Александр Шестаков.

И это не единственный пример. В данный момент семь промышленных компаний ведут переговоры с Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли. Однако назвать их представители КЭРППиТ отказались - коммерческая тайна.

Впрочем, далеко не все предприятия разделяют позицию властей.

- Это плохо как для людей, которые живут рядом с работой, так и для самого завода. К тому же перебазирование предприятий неизбежно повлечет за собой транспортные проблемы, - уверен заместитель руководителя по режиму завода им. Калинина Виктор Рытников.

На сегодняшний день в Петербурге имеется множество промышленных производств (например, Сталепрокатный и Балтийский заводы), сдвинуть которые с обжитых мест не могут ни власти, ни частные строительные структуры.

Меньше труб, больше пользы

Предполагается, что на освобожденных от заводов территориях инвесторами будут возведены как сооружения социального назначения, так и жилые дома. Строители готовы приобретать землю в центре, тем более что кредиты под строительные нужды банки дают весьма охотно. Однако нельзя забывать о том; что многие территории перейдут инвесторам... с зараженным грунтом.

- Строить на объектах бывших заводов в принципе можно, но только после экспертизы. От промышленных предприятий на грунте остаются тяжелые металлы и другие вещества, срок распада которых очень большой. На таких предприятиях строить жилье нельзя, - утверждает директор центра независимой экологической экспертизы Вениамин Ходолей.

По данным Комитета по градостроительству и архитектуре, общая площадь Петербурга (включая Петергофское и Зеленогорское направления) составляет почти 148 тысяч гектаров, из которой 11% (16,3 тыс. га) занимают промышленные территории. Причем наибольшая часть предприятий сконцентрирована именно в центральных районах города, на 20% площадей которых располагаются заводы.

Так что переезду предприятий за черту города рады прежде всего сами петербуржцы, живущие возле вечно дымящих заводов.

- Я живу возле Кировского завода. Дышать можно относительно свежим воздухом только ночью и рано утром. Мы все здесь чахлые потому, что вокруг вредный смог. Чем меньше в городе станет труб, тем здоровее будет наше население, - считает жительница Кировского района Наталья Венценосцева.

P. S.

Сегодня городскими властями реализуются различные проекты промышленных территорий. Компания Toyota намерена построить в промзоне Шушары завод по сбору автомобилей. Планируется, что инвестиции составят порядка 3 млрд рублей, появятся около 500 вакансий.

Bosch und Siemens Haus-gerate займет промышленную зону "Нойдорф" под строительство завода по производству холодильников. Объем инвестиций - 50 млн евро. Ввод в эксплуатацию намечен на первый квартал 2007 г. Инвестиции направят на строительство завода и логистического центра. Предприятие будет построено на участке земли площадью около 250 тыс. кв. м.

Ксения Кандаурова

Обедненный уран: из Гавра в Петербург  »
Юридические статьи »
Читайте также