Ядерный рейс Что привез "Капитан Куроптев"?

Вчера в Санкт-Петербургский морской порт вошло судно, груз которого, по мнению "зеленых", опасен для людей и экологии. Представители властей отрицают это.

Сырье или отходы?

Сухогруз "Капитан Куроптев" вышел из французского порта Гавр 1 декабря. Но отправка судна задержалась на десять часов - активисты французского отделения "Гринписа" пытались помешать погрузке, забирались на портовые краны и даже приковывали себя к кораблю цепями. Несмотря на усилия экологов, тысяча тонн урана все-таки оказалась в трюмах сухогруза, и "Капитан Куроптев" взял курс на Петербург.

Теперь настала очередь вступить в дело российским "зеленым". Они обвиняют власти в нарушении природоохранных законов, говорят, что последствия этого рейса непредсказуемы и могут стать трагическими. Гринписовцы считают, что сухогруз привез в Россию ядерные отходы, а по 48-й статье Закона РФ "Об охране окружающей среды" ввоз в Россию радиоактивных отходов и ядерных материалов из иностранных государств для захоронения запрещен. По словам представителей Росатома, "Капитан Куроптев" привез не ядерные отходы, а урановое сырье, переработка которого возможна только по российской технологии и опасности не представляет. На борту находится гексафторид урана, который используется при производстве топлива для российских атомных электростанций.

Генеральный директор ООО "Северное Морское Пароходство - Петербург", компании - агента судна "Капитан Куроптев", Абай Сандыбаев заявил одному из информационных агентств, что они рассматривают прибытие этого груза как обычный судозаход и не видят в этом ничего опасного. Все разрешения на ввоз гексафторида урана в Россию есть. По его мнению, если бы груз представлял реальную опасность, то в порту его просто не приняли бы - на входе в порт установлены специальные приборы, измеряющие уровень радиации на судне.

Груз не выдержит пожара

"Гринпис" беспокоит прежде всего дальнейшая судьба груза. Из петербургского порта урановые контейнеры по железной дороге отправятся в "один из городов, где находятся мощности по обогащению урана". Первая опасность - сама дорога. Контейнеры, в которых будет перевозиться уран, по мнению "зеленых", не соответствуют требованиям безопасности - контейнеры ненадежны, они не отвечают требованиям МАГАТЭ, в случае пожара не выдерживают температуру 800 градусов по Цельсию свыше 13 минут. Дальше идет разгерметизация и заражение территории. Причем зона поражения - несколько сотен метров. Но эксперты МАГАТЭ утверждают, что перевозка не представляет никакой опасности.

Второй момент, на который обращают внимание экологи, - это дальнейшая судьба урана. После обогащения ядерное топливо должно отправиться обратно во Францию. Однако в "Гринписе" утверждают, что вернется только 10% груза, а остальные 90% останутся в России. "Если гексафторид урана такое ценное сырье, то почему большая часть его остается в России?" - задают они вопрос.

Виталий Акимов

***

Когда верстался номер

Как передает Балтийское информационное агентство, опасным судном заинтересовались депутаты петербургского Законодательного собрания и вызвали для разъяснений председателя комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Виктора Голубева. Он заверил, что груз "Капитана Куроптева" не представляет никакой опасности для Петербурга. Его переработка абсолютно безвредна. В Петербурге уран долго не задержится. Его отправят в Омск по железной дороге, где сырье будет переработано на одном из специализированных предприятий. По словам Виктора Голубева, в Петербург уран привезут в надежных контейнерах из 18-миллиметровой бронированной стали, которые прошли необходимые испытания на прочность. Например, их сбрасывали на штырь с 19-метровой высоты.

"Легкие" Петербурга - под угрозой Зеленые насаждения северной столицы находятся в критическом состоянии.  »
Юридические статьи »
Читайте также