Время разбрасывать вклады Петербуржцы все охотнее несут деньги в банки

Местные вкладчики несут в банки все более значительные суммы, размещая их на все более долгие сроки. Последствия прошлогоднего кризиса доверия, по касательной затронувшего петербургский рынок депозитов, оказались изжиты уже к октябрю. После чего началось резкое увеличение объема вкладов населения в банках и неуклонное падение процентных ставок.

Эксперты признают, что определенную роль в возвращении доверия населения на докризисный уровень сыграло начало работы системы страхования депозитов, хотя даже банкирам не совсем понятно, как она будет работать при банкротстве банков и сможет ли удержать финансовую систему страны от коллапса в случае новых кризисов. Однако то, что де-юре депозиты стали менее рискованным финансовым инструментом, уже сказывается на их доходности -- после некоторого всплеска минувшей осенью ставки по вкладам продолжают снижаться и до конца года могут в среднем упасть еще на 0,5-1% годовых. Несмотря на то что депозиты и сейчас едва покрывают инфляцию, они по-прежнему пользуются несравненно большей популярностью у населения, чем паи паевых инвестиционных фондов (ПИФов). Основную причину этого банкиры видят в консервативности большинства россиян, которые предпочитают не рисковать своими "кровными", вкладывая их в ценные бумаги. Комиссия оказалась страшнее кризиса Кризис доверия граждан к финансовым учреждениям, разразившийся прошлым летом, оказался скоротечным, и уже к сентябрю большинство банков констатировали его завершение. Напомним, что главным скандалом кризиса стала ситуация вокруг Альфа-банка, который в начале июля ввел 10-процентную комиссию за досрочное изъятие депозита. Эта мера охладила пыл вкладчиков, которые за неделю вынесли из банка больше сотни миллионов долларов. На следующий день после введения комиссионного платежа обеспокоенные вкладчики исчезли из офисов Альфа-банка. После того как пик кризиса был пройден, банк под давлением общественного мнения возвратил удержанные комиссионные, однако полностью вернуть прежнюю лояльность клиентов ему не удалось. Между тем другие работающие в Петербурге банки уверяют, что на лояльности их клиентов воспоминания о прошлогоднем кризисе не сказываются. Так, управляющий местным филиалом Глобэкс-банка Илья Морозовский отмечает, что летние события стали следствием недобросовестной конкуренции отдельных игроков на столичном рынке, не имелиобъективных предпосылок, а потому не смогли серьезно поколебать доверие вкладчиков к банку. По словам начальника отдела розничного бизнеса петербургского филиала Номос-банка Татьяны Беловой, единственное, о чем вкладчики до сих пор спрашивают, так это о том, будет ли банк взимать комиссию в случае досрочного изъятия средств. И, получив отрицательный ответ, спокойно заключают договор вклада. Без отзыва Однако у представителей банков, в отличие от вкладчиков, повод для беспокойства до сих пор остается -- у них так и не появилось серьезных инструментов для борьбы со стихийными "набегами" вкладчиков. После "горячего лета" 2004 года в банковском сообществе активно обсуждались как минимум два возможных варианта действий. Предлагалось либо законодательно закрепить за банками право вводить в договоры с физическими лицами пункт о комиссии за досрочное расторжение договора, либо принять закон, серьезно ограничивающий досрочное изъятие вкладчиком средств. В итоге ни одна из этих инициатив не была реализована. Что касается первой из них, то спустя год после начала кризиса абсолютно все опрошенные Ъ представители работающих в Петербурге банков заявили о том, что в их депозитных договорах никакие штрафные санкции за досрочное изъятие средств не предусмотрены и банк "обязан возвратить вкладчику средства в полном объеме по его первому требованию". При этом петербургские банкиры расходятся в оценке законности мер, предпринятых Альфа-банком для защиты своих корпоративных интересов. По оценке начальника управления розничного бизнеса Балтинвестбанка Александра Шаплавского, законодательная основа для введения комиссии за досрочное изъятие средств со срочного вклада может появиться, когда в статью 837 Гражданского кодекса РФ будут внесены изменения, дающие банкам право определять дополнительные условия досрочного возврата вклада. А на взгляд заместителя председателя правления банка "Санкт-Петербург" Павла Филимоненка, введение банком такой комиссии допустимо уже сейчас, но крайне нецелесообразно, поскольку может уронить репутацию банка в глазах клиентов. Крайне неоднозначно воспринимают финансисты и инициативу предоставить банкам право вводить специальные безотзывные вклады. Например, управляющий петербургским отделением Северо-Западного филиала ОАО "АКБ «Росбанк»" Вадим Лютов прогнозирует, что при принятии такого закона в лучшем случае можно ожидать сохранения объема вкладов, в худшем же -- и гораздо более вероятном -- их сокращения на 50%. А заместитель управляющего петербургского филиала банка "Возрождение" Максим Седов считает, что появление "безотзывных" вкладов вряд ли вообще скажется на размещении вкладов. "Решение о размещении депозита принимается из соображений доверия к конкретному банку, а не из соображений наличия возможности досрочно снять деньги", -- отмечает господин Седов. Начальник управления по работе с физлицами Райффайзенбанка Александр Колошенко полагает, что такой закон повлияет на работу небольших банков, а на банках, которые уже успели создать себе имя, это не отразится. А вот эксперты "МДМ-банка Санкт-Петербург" ("МДМ СПб") и Промышленно-строительного банка (ПСБ) считают, что введение "безотзывных" депозитов приведет к перераспределению средств вкладчиков между разными банковскими продуктами. Господин Филимоненок из банка "Санкт-Петербург" поясняет, что в этом случае банки могут снизить ставки по "отзывным" вкладам и повысить по "безотзывным", что вызовет "органичный" переток средств с одного вида депозитов на другой. Страховка оплачена На практике единственной реальной мерой, нацеленной на повышение устойчивости финансовой системы страны, стало создание системы страхования вкладов. Напомним, что ее основная цель -- гарантировать вкладчику возврат всех вкладов до 100 тыс. рублей в случае, если банк -- участник системы не сможет возвратить деньги самостоятельно. Впрочем, большинство опрошенных экспертов заявили о том, что доля вкладов на сумму менее 100 тыс. рублей, возврат которых гарантируется полностью, в структуре ихпассивов пока существенно не изменилась. Госпожа Белова из Номос-банка объясняет это тем, что если клиент доверяет своему банку, то он скорее предпочтет один крупный счет в этом банке, чем несколько мелких -- в разных. Поэтому пока итог реформы -- укрепление доверия вкладчиков к тем, кому они и раньше доверяли. Делать же выводы о повышении доверия к банковской системе в целом можно будет только после прецедента -- первых крупных выплат из гарантийного фонда по обязательствам банка-банкрота, полагает глава дирекции по планированию и управлению активами и пассивами Балтийского банка Александр Жуков. "Еще одним итогом начала работы системы страхования является то, что частные банки получили возможность честной конкурентной борьбы за клиента со Сбербанком, -- считает начальник управления по работе с частными лицами петербургского филиала Промсвязьбанка Алексей Попов. Между тем "честная конкурентная борьба" со Сбербанком и кредитным учреждением и их частным клиентам обходится недешево. Вошедшие в систему страхования вкладов банки обязаны периодически перечислять фиксированный процент от привлеченных депозитов в гарантийный фонд, средства которого резервируются для выплат вкладчикам банков-банкротов. Из-за этого финансистам уже в первом квартале приходилось снижать ставки, и до конца года такая тенденция может продолжиться. В декабре, по мнению экспертов, в среднем по рынку ставки по рублевым депозитам не будут превышать 10%, а по валютным -- 7% годовых. Тем самым доходность депозитов в этом году в среднем уменьшится на 0,5-1% годовых. Из других факторов, способствующих снижению ставок, в ПСБ выделяют снижение инфляции и установление дополнительного контроля за ставками банков со стороны ЦБ. Впрочем, эксперты из других банков, и в первую очередь представители Северо-Западного Сбербанка РФ, склонны полагать, что серьезного изменения ставок до конца года не произойдет, и в среднем по рынку они останутся на текущем уровне (см. таблицу). Господин Седов из "Возрождения" объясняет это тем, что стоимость привлечения средств физических лиц постоянна и в большей степени зависит от сезонного фактора и проводимых крупными банками рекламных акций, чем от макроэкономических показателей или действий властей. А вот о возможном росте ставок по итогам года Ъ заявил лишь руководитель розничного бизнеса Ситибанка в Санкт-Петербурге Сергей Коротков, аргументировав это неизбежным увеличением денежной массы в российской экономике. Пай-вкладчики Несмотря на то что дальнейшее уменьшение депозитных ставок почти неизбежно, граждане в большинстве своем по-прежнему не хотят использовать альтернативные инструменты вложения средств -- например, ценные бумаги или паи инвестиционных фондов (ПИФов). Причины такого поведения банкиры видят в неготовности большей части петербуржцев рисковать своими сбережениями. В итоге паи покупают только те, кто согласен сознательно идти на финансовый риск при инвестировании и потерять часть вложений в случае неудачного развития ситуации на фондовом рынке. Поэтому пока паи скорее дополняют вклады, а не конкурируют с ними. По мнению начальника управления розничных банковских продуктов "МДМ СПб" Алексея Тютерева, между вкладами и ПИФами нет острой конкуренции, и в силу того, что клиентская база между ними уже поделена, -- в паи вкладываются более рисковые клиенты. "Делая вклад, клиент получает не только гарантированный доход, но и гарантию сохранности своих средств, в отличие от ПИФов, не гарантирующих ни того ни другого", -- отмечает начальник управления розничного бизнеса ОАО "Балтинвестбанк" Александр Шаплавский. А господин Жуков из Балтийского банка, к примеру, сравнивает банки, продающие паи ПИФов, с булочной, где "помимо обычного батона можно купить еще и рогалики с маком". Впрочем, некоторая борьба за клиентов между банками и компаниями, управляющими паевыми фондами, все-таки происходит. Господин Тютерев, например, агрессивную рекламу ПИФов воспринимает как попытку оттянуть клиентов из банков. Отсутствие гарантированной доходности в будущем, риски, невозможность в любой момент изъять деньги из интервальных и закрытых ПИФов остаются за рамками рекламы, сетует он. Обострение конкуренции на "рекламном поле" отмечает и господин Попов, который замечает, что управляющие компании предпочитают говорить о своих достижениях, умалчивая о периодах отрицательной доходности. А господин Колошенко из Райффайзенбанка сожалеет, что очень многие банки в погоне за комиссиями от управляющих компаний сознательно вводят своих клиентов в заблуждение относительно принципов работы ПИФов. На фоне роста рынка недостатки ПИФов для пайщиков не так заметны, но в случае колебаний они могут подорвать доверие клиента к банку, продающему такой продукт, предупреждает он. Страсти по вкладам Впрочем, пока доверие населения к банкам только растет. Банки ощущают значительный приток денег на депозиты перед периодом отпусков. При этом, по словам заместителя директора дирекции розничного бизнеса и пластиковых карт ПСБ Ольги Зинкевич, особенно привлекательными для клиентов оказываются те сезонные депозиты "с эмоциональной окраской", например, вклады, приуроченные к 60-летию Победы. Однако конкурентную борьбу за вкладчиков банки ведут не только с помощью эмоционального воздействия. На взгляд господина Жукова, одна группа банков борется за клиента с помощью более высоких ставок, а другая -- использует наработанную клиентскую базу и раскрученный брэнд. По мнению господина Попова из Промсвязьбанка, первая тактика характерна для средних и мелких банков, вторая -- для самых крупных, которые стремятся предложить клиентам сразу целый комплекс розничных продуктов. При этом большинство опрошенных Ъ банковских специалистов считают, что конкуренция сейчас в большей степени носит неценовой характер. На их взгляд, борьба за частных лиц идет в основном за счет расширения линейки депозитов, совершенствования уровня сервиса и предоставления клиенту дополнительных удобств, таких, как возможность пополнения депозита, досрочное изъятие денег без существенной потери процентов, а также капитализация накопленной на вкладе суммы. Кроме того, банки предлагают сопутствующие услуги, наиболее популярной из которых стала выдача бесплатной дебетовой или кредитной карты с льготными условиями обслуживания. Еще одной формой конкурентной борьбы становится агрессивное наращивание точек розничных продаж. При этом, замечает господин Шаплавский из Балтинвестбанка, банки переориентируются на работу с широкими слоями населения, которые раньше не попадали в сферу их пристального внимания. В усилении конкуренции во многом "повинны" крупные московские банки, которые начали активно выходить на петербургский рынок. Обострение борьбы вызвано и тем, что вклады населения становятся для кредитных учреждений все более привлекательным источником пополнения пассивов. Госпожа Лоскутова из КМБ-банка констатирует, что если несколько лет назад банкам удавалось привлекать деньги физлиц преимущественно на короткие сроки, то сейчас в общем объеме депозитов активно растет доля долгосрочных вкладов со сроком свыше одного года. Удлинение сроков вкладов отмечают и в других банках. Кроме того, с начала года произошел окончательный перелом в сознании вкладчиков, в результате которого уже почти половина всех депозитов оформляется в рублях. И вклады в рублях, по прогнозам аналитиков, в ближайшие месяцы окончательно закрепят свое лидерство на фоне масштабного роста объема банковских вкладов. Последний, по некоторым оценкам, может вырасти к концу текущего года более чем в два раза. Если, конечно, не случится новый кризис доверия.

Владимир Сборов

Госкорпорация создает региональную сеть  »
Юридические статьи »
Читайте также