Нет рекламному раю!

Когда в наших краях наконец-то наступает лето, хочется думать о хорошем, замечать и реагировать на позитивное. Все знают, что азарт, страсть, ирония, сарказм, как и все многочисленные приемы и приемчики, делающие рассказ и, соответственно, текст живым и привлекательным, принадлежат перу критическому. Автор, живописующий приличный магазин или дисциплинированного водителя "маршрутки", обречен быть пресным и вялым. Положительный литературный герой, о котором так мечтала советская идеология, так и остался роботообразным порождением тщетных усилий немногих, кто рассчитывал схватить удачу на непыльных тропах лучезарного оптимизма.

Лента отечественных новостей уже давно вызывает раздражение ответственных лиц. Но новость - это рассказ о том, что случилось. Случаются гениальные открытия, но очень редко. Крупные дорожные аварии на дорогах большой страны происходят не в пример регулярнее. Еще чаще горят дома и рвутся мины. Сотни умных и ловких людей думают об изменении формата новостей: их просят выстраивать все так, чтобы у нас не оставалось чувство страха и постоянной беды, чтобы новости не становились трансляцией несчастий и ужасных происшествий. Назначения и смены шеф-редакторов новостных программ на общероссийских каналах по информационной подаче фактически приравнены к перестановкам в правительстве. И справедливо. Ежедневное внедрение определенных стереотипов и смыслов в человеческое сознание - это работенка уж всяко поответственнее, чем пятая или десятая за последнее десятилетие пенсионная реформа. Без всякого отчета за предыдущие провалы.

Апофеоз положительности на нашем телеэкране - герои рекламных роликов. Лучезарное счастье сочится с экрана утром, днем и вечером. Улыбающиеся люди с удовольствием едят ужасные растворимые супы и каши, пьют пиво и воды, спят на дорогих кроватях, чистят зубы и прочие части своих тел, стирают, разговаривают по телефону, страхуют имущество, которого у них навалом, покупают лекарства... Они всем довольны и будут довольны всегда. Жизнь-мечта, где все проблемы решены: мы уже узнаем отдельных персонажей в лицо, скоро будем по ним скучать при замене отработанных роликов новыми.

Так пришли к нам современные положительные персонажи, взяли кого-то под белые ручки, повели в магазины, компании, салоны. Тихо-тихо и новостной формат стал наводить новый глянец: довольные жизнью бабульки рассказывают, как купят все мыслимые и немыслимые лекарства на обещанную компенсацию, директора школ благостно повествуют о прелестях сбора денег с родителей на вновь открываемые им расчетные счета. Так и хочется спросить: "Дамы, вы выучили этот текст или просто не знаете, что деньги школы по закону будут лежать на счетах государственного казначейства, а значит, ни одной копейки вы не потратите по своей воле и воле родительского комитета, а только так, как разрешит или велит вам вышестоящее начальство?"

Лукавство тихо, мягко и ненавязчиво внедряется в нашу жизнь вечер за вечером, день за днем. Пока нам еще не лгут, нас просто не хотят беспокоить, не хотят расстраивать. У большинства из нас и так очень трудная жизнь, зачем усугублять без особой нужды. И у руководства города очень трудная работа (с чем я совершенно согласна), зачем же его критиковать или даже высказывать сомнения в каких-то его решениях и намерениях. Закрываясь от избирателей, закрываясь от населения забором из скупой и малосодержательной официальной информации, не стоит ждать с их стороны не то чтобы любви, ее необходимость - вопрос весьма спорный, но элементарной социальной и политической поддержки. А если она и не требуется, значит, мы живем уже совсем в другом государстве.

Но, поскольку пока герои новостей все поголовно все-таки не загримированы умелой рукой студийного мастера, а подсадные мелькают еще редко и ведут себя застенчиво, давайте всерьез думать о подлинно позитивном наполнении нашей жизни.

Днями у меня сломались старенькие "Жигули". Поломка на дороге - стресс высочайшей пробы. Но сколько мне за эти несколько часов встретилось замечательных и бескорыстных мужчин! Они толкали, волокли, чинили, вникали, тратили свое время. Спасибо всем, кто помог мне и сейчас помогает еще кому-то! Мы можем, будем и должны оставаться такими, живыми, отзывчивыми и свободными, а потому рекламные уродцы никогда не заполонят наш мир.

Татьяна Клявина

Только без паники!  »
Юридические статьи »
Читайте также