Малый бизнес: в огне брода нет?

Невооруженным глазом видно, как измучен добросовестный мелкий и средний российский предприниматель, которому - по точному "откровизму" одного из руководителей Минэкономразвития РФ - "с одной стороны, правительство на словах декларирует помощь, с другой -посылает непонятные сигналы, а с третьей - бьет всех по башке".

Средний класс, ау!

Почему мы до сих пор сетуем на отсутствие в стране среднего класса?

- В результате реформ 1990-х годов мы получили сверхмонополизированную экономику латиноамериканского образца середины прошлого века. И даже хуже, ибо у нас монополизм охватил даже те отрасли, с которыми люди имеют дело ежедневно в быту и где по всем законам развития рынка должна формироваться конкуренция за счет развития малого и среднего бизнеса. Мелкие магазины разоряются, не в силах противостоять крупным торговым сетям, муниципальных аптек все меньше - здесь тоже господствуют сети. В пищевой промышленности вообще сплошные монополисты. Рынок строительства жилья давно поделен между несколькими крупными компаниями, - комментирует зампредседателя Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Елена Панина. - Едва в какой-то категории населения намечается рост доходов, монополисты сразу взвинчивают цены. Например, появились денежные средства в качестве компенсации материальных льгот для пенсионеров, так только за январь цены на лекарства сразу взлетели на 30 процентов!Полученные доходы монополисты уводят по большей части в офшорные зоны. Чтобы вырваться из этого стагнационного болота, государство на период проведения социальных реформ должно было бы ввести жесткое регулирование цен на основные социально значимые товары и услуги (все страны в период реформ через это проходили, и ничего в этом антирыночного нет). А задача прокуратуры -пресекать любые попытки монопольного сговора. Это первая часть дела. Второе: когда цены будут находиться под контролем государства, нужно резко повысить доходы всего населения. Именно такие меры позволят повысить эффективность экономики. И только в таких условиях появится средний класс.

Критическое же положение со средним классом сложилось практически по всей стране, не явился исключением и Петербург.

Почему удобное неудобно?

Положение малого бизнеса ухудшается. Во многом это связано с нестабильностью налогового законодательства. Посмотришь, так наши федеральные законодатели предусмотрели даже две возможности облегчения налогового бремени для малого бизнеса - это и единый налог на вмененный доход (заплатил и целый год работаешь), это и упрощенная система налогообложения, что тоже удобно. Но почему-то именно у нас все удобное становится неудобным! Как рассказала депутат Законодательного собрания Наталия Евдокимова, "сам закон о едином налоге на вмененный доход менялся на федеральном уровне 3 раза! И хотя по налоговому законодательству изменения можно вносить только заранее - за полгода, но вот факт: 31 декабря принимают закон о вменении дополнений и изменений в Налоговый кодекс, касающийся единого налога на вмененный доход, который вступает в действие... 1 января, то есть на следующий день! Нонсенс! И что здесь, в регионе, прикажете делать нам, депутатам? Как можно изменить закон субъекта, когда по нему ужерассчитан бюджет, уже установлены правила игры для малого бизнеса, уже приняты все соответствующие нормативно-правовые акты субъекта Федерации?".

В Общественном совете по малому предпринимательству тоже оценивают ситуацию в Петербурге как "далеко не благополучную". Во-первых, в силу вошла вторая часть Налогового кодекса и единый налог на вмененный доход. Сам по себе налог хороший, правильный! Но на федеральном уровне его абсолютно неправильно прописали. Получился абсурд: кафе в стационарных встроенных помещениях облагаются налогом, а будки с блинами или шавермой не облагаются, так как у них-де нет торгового зала. Что делать, думали долго, но наконец на федеральном уровне додумались ввести налог на НЕстационарные точки общественного питания.

Другая проблема, созданная опять-таки на федеральном уровне: взяли и подняли базовую доходность в полтора раза - до 1800 рублей с квадратного метра для каждой российской торговой точки. Никто и не подумал о том, что даже на двух улицах, рядом расположенных, доходность уже разная!

- Пытаемся вводить коэффициенты, чтобы корректировать доходность, - говорит заместитель председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) Сергей Зимин. - Представим правительству очередной проект закона о снижении по Петербургу этих коэффициентов - для предприятий бытового обслуживания и других сфер. Для расчета коэффициентов разработали методику мониторинга и мониторим теперь малый бизнес по всем финансовым показателям, чтобы понимать, какая там экономика, а то ведь статистики-то нет, все на пальцах. Вот на пальцах и получается, что малый бизнес у нас богатый, но в реальности - какой он там богатый!..

Чтобы начать бизнес...

Россия занимает 86-е место в мире по оценке кредитной политики и доступности кредитов для бизнеса. Хотя банки и говорят, что всячески готовы поддержать малый бизнес, тем не менее денежки получить у них непросто, а на начальный капитал - и вовсе нереально. Ваше предприятие должно как минимум три месяца успешно отработать, прежде чем банки согласятся разговаривать с вами на тему кредита. Многие же банки хотят выждать, пока вы без убытков отработаете не менее 1 года. Еще вам нужно найти пару поручителей и собрать более десятка разных справок. Кстати, большого кредита вам все равно дать не рискнут, так как 70 процентов кредитов в России возвращают с большой задержкой.

Власти обещают, что в Петербурге в нынешнем году у малого бизнеса будет больше возможностей взять кредит. По словам председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Владимира Бланка, "малый бизнес, который сейчас находится в очень сложном положении, получит поддержку в рамках специальной программы. Городом предусмотрено выделить 25 миллионов рублей в качестве страхования рисков. Эта мера позволит обеспечить кредитный портфель банков в объеме до 3 миллиардов рублей. На право участия в этой программе город в ближайшее время объявит конкурс среди банков Петербурга".

Упущенная возможность

Все цивилизованное человечество получает основную массу доходов именно от малого бизнеса - чуть ли не 50 процентов всех поступлений!

Почему нам это не удается? В большой степени потому, что малому бизнесу власть за рубежом делает очень много послаблений. Например, американец, собираясь заняться бизнесом, идет в банк, получает кредит, открывает малое предприятие и уведомляет об этом государство. А у нас? Помещение добудь, СЭС пройди, пожарников пройди, кучу разрешений получи, договоры заключи - по воде, по электроэнергии... И тут малому бизнесу мало не покажется! И везде "надо дать", это же не секрет.

- В США риски по выдаче кредита для малого бизнеса берет на себя государство, - говорит депутат Наталия Евдокимова. -Начинающему предпринимателю не требуется в залог квартиру оставлять, как у. нас. Если у тебя что-то не получилось и ты прогоришь, то придет финансовый инспектор, посмотрит, убедится, что да, есть такие-то объективные причины неудачи, и в таком случае кредит возвращает государство. То есть пробовать, пытаться не страшно, не останешься гол как сокол, на улице, без жилья.

Есть в США и налоговые преференции: в течение нескольких первых лет идет так называемый налоговый кредит. Ты начинаешь работать и не платишь налогов. Когда достаточно уже жирок наработаешь, начинаешь налоги платить. Так государству выгоднее, нежели с самого начала задавить малый бизнес налогами, чтобы он уже никогда не развился и приличных налогов государству больше никогда не принес. Логика-то очень ясная!

Такая же ситуация практически во всех странах Западной Европы, и не только там - ставка на малый бизнес сделана и в странах Прибалтики, на Украине, в Китае, где народ в свое время открыто призвали: "Обогащайтесь!", понимая, что средний класс - стержень благополучного общества.

"У нас в России ставку на средний класс уничтожили еще при ваучеризации всей страны", - убеждена Наталия Евдокимова. Если бы каждый ваучер из тех, что были розданы людям, действительно весил бы одну 150-миллионную часть от всего имущества государства, то человек, у которого есть предпринимательская жилка, смог бы на этом капитале создать свой малый бизнес. Сформировалась бы крепкая платформа для создания среднего класса. Вместо этого всю массу государственного имущества прямиком передали нашей нынешней верхушке - теперь самым богатым людям в мире. При полном обнищании остальных. Среднего класса, естественно, не образовалось. Это упущенная историческая возможность!"

Придется начать с нуля

Малый бизнес Петербурга переживает структурный кризис. В городе зарегистрированы 220 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса, но более половины из них - это торговля, а учитывая натиск сетевой торговли и развитие крупных торговых центров, можно прогнозировать в ближайшее время обвал малого бизнеса и в этой сфере экономики. Малые предприятия оказались перед дилеммой: либо закрываться и увольнять работников, либо менять специализацию бизнеса. "Малому бизнесу надо срочно думать о перепрофилировании своих предприятий, о новых сферах приложения сил", - сказал Владимир Бланк. По данным Комитета экономики, в этой сфере задействованы не менее полумиллиона петербуржцев, преимущественно молодых. Теперь им придется начать все с нуля или вообще завязать с бизнесом.

- В городе один за другим закрываются десятки мелких магазинов, оказавшихся в зоне влияния тяжеловесов - сетевых торговых центров, так как они не выдерживают конкуренции: аренду, а она немаленькая, платить нечем, - говорит Сергей Зимин. - В такой ситуации предприниматель первым делом увольняет работников, и они, став безработными, садятся на бюджет города. Но давайте считать! Если в магазинчике было 5-6 работников и они встали на биржу по средней зарплате, то они за год "съедят" сумму, равную той же арендной плате за помещение магазина. Так дайте предпринимателю, которого душат сетевики, отсрочку по арендной плате на год, чтобы он успел перестроить свой бизнес в новой ситуации! Вот для этих целей и должна быть городская программа поддержки малого бизнеса.

Страдают не только мелкие торговые точки, появились дополнительные проблемы и у производителей: чтобы попасть на сетевой рынок, производитель должен заплатить "плату за вход". Плюс к этому расчеты с производителем после реализации товара сетевик непомерно затягивает. Владимир Бланк пообещал разобраться с этой ситуацией и принять меры. В частности, обещают наладить в сетевых супермаркетах информационное продвижение продукции петербургских производителей. Отрегулировать этот процесс на законодательном уровне - чего, собственно, и добиваются производители - сделать, по словам Владимира Бланка, невозможно.

Малый бизнес даст дешевле!

Да, именно малый бизнес может обеспечить городу дешевизну. Потому что без НДС! На уровне Комитета по экономическому развитию ставится задача - предоставлять предприятиям малого и среднего бизнеса как можно больше государственных заказов - на поставку строительных конструкций, уборочного оборудования, продуктов для бюджетных организаций - школ, например, и тому подобное. Для города это выгодно, так как предприниматель, работая по "упрощенке", может предложить городу цену на 18 процентов ниже, чем другие фирмы. Правда, и здесь есть свои "но"...

Субконтракта и как с ним бороться

- Часто происходит так: добивается госзаказа не малое предприятие, а фирма-посредник, которая потом перекладывают выполнение на малый бизнес, нагло его эксплуатируя, - поясняет Сергей Зимин. -Это называется субконтрактинг, и в 2005 году мы будем отслеживать субконтракты по городскому заказу - через отчеты по исполнению заказов. Проверим контракты и посмотрим, кто на самом деле, как говорится, шил пальто.

Реальность, увы, осложняется тем, что малые предприятия сегодня и сами готовы "лечь" под любого, кто возьмет на себя проблемы со сбытом продукции. Причина в том, что выход на рынок для малого бизнеса, маркетинг требуют больших расходов, а у малых предприятий совсем нет инвестиционного капитала. И это настоящая беда - в результате изучением спроса малый бизнес вообще не занимается, работая на интуиции. Город может реально помочь малым предприятиям, если создаст для них хороший опт - закупщика. За рубежом многие малые фирмы лепятся вокруг крупных корпораций. Очень важно, чтобы и у нас так было. Кроме того, предпринимателю невероятно трудно утвердить на рынке себя, свое имя, - продолжает Зимин, -особенно в таком бизнесе, как, например, швейный. Это я на своей шкуре испытал: я ведь сам начинал десять лет назад как малый предприниматель. Шил одежду, ее у меня скупали, тут же отпарывали мои лейблы и пришивали другие, иностранные, и на Апрашке продавали. И я ничего с этим не мог поделать. Стех пор лучше не стало.

Мнение специалиста

Игорь Метельский, председатель Комитета по управлению городским имуществом:

- Игорь Михайлович, все сегодня в один голос говорят о том, что основные проблемы малого бизнеса в Петербурге происходят от имущественной политики, которую ведет КУГИ, стремясь пополнять бюджет города любой ценой. Проясните, пожалуйста, вашу позицию.

- Предпринимателей мы всегда рады видеть в качестве арендаторов, но я не считаю, что малые и средние предприниматели - это та группа населения, которой требуется социальная поддержка в виде, например, льгот по арендной плате и где могут возникнуть социальные последствия.

Существует мнение, что одна из задач государства в сфере поддержки бизнеса - предоставить предпринимателю помещение для работы. Но так думать - большое заблуждение, ибо так воспитывается определенный иждивенческий подход. В федеральном законе четко сказано по поводу собственности: государство должно из бизнеса уйти до 1 января 2009 года. Оно должно использовать лишь то имущество, которое ему нужно для обеспечения государственных функций, в том числе социальных, а остальное имущество должно быть отчуждено, реализовано на рынке, и рынок сам должен регулировать порядок. Он сделает это лучше нас, быстрее и эффективнее, - я уверен на сто процентов. Задача государства - создать для всех равные условия.

Что касается поддержки бизнеса, то в этом направлении должны работать бюджетные механизмы для оказания поддержки предпринимателям, которые занимаются видом деятельности, особо нужным городу, - сегодня это может быть область жилищной реформы, завтра появится какой-то другой аспект, но именно адресный. Для вхождения начинающего бизнеса на рынок надо создавать хорошие условия по ряду аспектов: доступность условий регистрации, например, помощь в оформлении документов и так далее. Создание условий должно касаться конкретного бизнеса, независимо от того, у частника или у государства предприниматель арендует помещение.

- Грядет поэтапная приватизация небольших помещений, где ставка арендной платы не превышает 30 условных единиц за квадратный метр. Объявлено, что приватизация будет осуществляться исключительно по конкурсу и действующий арендатор не имеет преимущественного права выкупа.

- Задача КУГИ - обеспечить равный доступ всех категорий бизнеса к помещениям. Иначе у нас на любую льготную ситуацию, ставшую экономически привлекательной, сбегаются автоматически многие, желающие незаслуженно получить конкурентное преимущество.

- Так ли уж незаслуженно? Первые арендаторы, например, брали несколько лет назад разбитые помещения, привели их в порядок, потратив много сил и средств, наладили с великим трудом свой бизнес. Неужели они не заслужили того, чтобы получить хоть какое-то преимущество при приватизации?

- Мне просто ответить на ваш вопрос: сегодня эта тема регулируется не городом, а федеральным законодательством. Компетенция федерального законодателя - определять способы, какими осуществляется приватизация. Разрешена только процедура торгов, и мы не можем федеральный закон нарушать.

- Нужно ли согласие арендатора на то, чтобы его помещение пошло на аукцион?

- Нет, законодательство не требует такого согласия.

- Сообщат ли предпринимателю заранее, что арендуемое им помещение будет выставлено на торги, скажем, через полгода?

- Формально такой обязанности нет. Но общая информация, конечно, будет: она публикуется как минимум за месяц до торгов.

- Не короткий ли срок для такой ситуации? Ведь если предприниматель чувствует, что он торги не выиграет, то он должен как-то определиться со своим бизнесом, ему надо подыскать, куда ноги уносить.

- А зачем ему ноги-то уносить?

- Так ведь, купив помещение с обременением (то есть с арендатором), новый хозяин волен делать что захочет. Захочет - выставит обременение вон.

- Кто же ему позволит?! Договор аренды действителен и после продажи помещения новому собственнику: сколько лет аренды осталось по договору, столько арендатор и будет занимать помещение. Хоть 10 лет. Такое условие будет обязательно прописано в условиях торгов.

- Новый собственник может изменить стоимость аренды арендатору?

- Нет, она сохраняется такой, как было записано в договоре аренды. Если договор аренды закончился, а новый собственник хочет вновь сдать его в аренду, то добросовестный арендатор имеет преимущественное право и никто - ни частный собственник, ни государство - не может его нарушить.

- Хорошо, конечно, что вы так уверены в святом соблюдении этих правил. Хотя не очень понятно, почему новый собственник должен давать добросовестному арендатору преимущественное право на новый срок аренды, а КУГИ на выкуп помещения - не должно.

- Закон предписывает именно так. Соблюдать права добросовестного арендатора - это обязанность и государства, и собственника. А упрекать КУГИ в том, что он обязан соблюдать закон при выкупе помещений, несколько странно, потому что с другой стороны лежит беззаконие, жизнь "по понятиям", волюнтаризм. А подозревать собственников в зловредности не надо.

- Давайте рассмотрим ситуацию. Арендатор получил от КУГИ помещение, имеющее один выход - во двор. Арендатор сделал второй выход - на улицу, то есть с точки зрения КУГИ улучшил качество помещения. Могут ли арендатору в связи с этим повысить ставку арендной платы?

- Здесь надо пояснить. В течение срока действия договора аренды все затраты капитального характера (на ремонт) могут быть арендатору зачтены, при условии согласования этого ремонта с собственником (в лице КУГИ). И если расходы на ремонт арендатору зачли (в счет аренды, скажем), то получается, что арендатор сделал все улучшения помещения за счет государственных средств. В этом случае ему могут повысить арендную плату.

- А если он все сделал за свой счет и за возмещением затрат ни к кому не обращался?

- У такого арендатора условия договора аренды действуют без изменений до окончания срока договора. Но как только срок действия договора закончится, КУГИ уже должен оценивать помещение по тому фактическому состоянию, в котором оно находится на данный момент, то есть со всеми сделанными улучшениями. Вот тогда и арендная плата повышается.

- Ситуация вторая. Арендатор взял помещение в аренду, затем пригласил независимых оценщиков, и они произвели переоценку в сторону уменьшения стоимости аренды. Результаты переоценки были утверждены КУГИ. Вопрос: имеет ли право КУГИ через некоторое время (срок аренды еще не закончился) вновь увеличить ставку арендной платы за это помещение?

- Нет, не имеет. В каждом договоре аренды обозначено основание для изменения арендной ставки. Основанием является изменение городских нормативных актов и изменение методики расчета арендной платы. КУГИ вот так просто, по своему желанию, повышать ставку арендной платы не в праве.

Справка

В странах Евросоюза в малом бизнесе занято 70 процентов населения. В Эстонии - 50 процентов населения.

В России в малом бизнесе занято 18 процентов населения, причем большая часть их работает в сфере торговли и сейчас с трудом выдерживает конкуренцию с крупными торговыми сетями.

Мнение специалиста

Сергей Федоров, председатель Общественного совета по малому предпринимательству (при губернаторе Санкт-Петербурга):

- По моему мнению, позиция питерского КУГИ расходится с позицией правительства РФ и с позицией губернатора Петербурга, которые декларируют создание среднего класса в стране как одну из главных задач. Но при всем этом разночтении позиций надо сказать, что КУГИ не нарушает федеральный закон о приватизации. В законе действительно не зафиксировано ни преимущественное право арендатора на выкуп занимаемого помещения, ни возможность покупки помещений в рассрочку.

Сейчас мы подготовили пакет документов и обратились к губернатору Валентине Ивановне Матвиенко с просьбой выйти в правительство РФ и в Госдуму с инициативой об изменении федерального закона о приватизации. Необходимо внести в закон две поправки. Во-первых, безусловно, добросовестный арендатор должен иметь преимущественное право на выкуп по рыночной цене занимаемого помещения, при условии, скажем, что он работает в этом помещении не менее трех лет и немало средств затратил на его ремонт, благоустройство. Во-вторых, в законе должна быть для такого арендатора зафиксирована возможность выкупа помещения в рассрочку на 4-10 лет. Будут ли приняты такие поправки? Мы рассчитываем на авторитет губернатора Санкт-Петербурга, да и просто на здравый смысл: зачем создавать дополнительную социальную напряженность в городах страны!

Справка "ТС"

По данным газеты "Уолл-стрит джорнал", самой свободной признана экономика Гонконга, самой несвободной - Северной Кореи. Россия в списке из 161 страны заняла 124-е место, хотя еще год назад эксперты ставили Россию чуть выше - на 114-е место. Украина за 2004 год поднялась со 131-го на 88-е место. А Эстония вообще всех удивила: обогнав по уровню экономического освобождения почти весь мир, приблизилась к Гонконгу и занимает теперь 4-ю строчку в рейтинге.

Подготовила Нина Андреева

Что мешает малым? Бизнесу стало легче, но проблемы остаются  »
Юридические статьи »
Читайте также