Что мешает малым? Бизнесу стало легче, но проблемы остаются

В советское время такие материалы обычно публиковали под рубрикой "Возвращаясь к напечатанному". Поскольку время это, судя по многим приметам, идет нам навстречу, то не мешает и вспомнить славную традицию.

Кто растет быстрее ВВП?

Более года назад ("Дело" от 15.03.2004) мне приходилось писать о проводимом Центром экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР) обследовании малого бизнеса. Точнее, исследователей интересовал не столько сам этот бизнес, сколько административные барьеры, которые всегда готовы в избытке предоставить ему столь радушные наши власти. Работа по изучению барьеров с тех пор продолжалась. Состоялся четвертый раунд исследования, результаты которого побудили вернуться к затронутой ранее теме.

Этот раунд проходил весной 2004 г., но доклад по его итогам был обнародован сравнительно недавно. Фактически результаты исследования отражают положение дел в 2003 г. Опрошены были 1600 фирм в 19 регионах России, расположенных в семи различных федеральных округах. Численность работающих в медианной обследованной фирме составляет одиннадцать человек.

Для начала посмотрим, какое место занимает малый бизнес в российской экономике, какие тенденции здесь наблюдаются. А уже затем перейдем к тому, что мешает ему жить, развиваться еще быстрее и радоваться жизни.

Обратимся к таблице.

Во-первых, сразу замечаешь почти фантастический результат. В 2000-2003 гг. выпуск на малых предприятиях рос более чем на 30% в год. Авторы доклада объясняют это частичным выходом предприятий из тени в результате некоторого снижения административных барьеров.

Во-вторых, рост выпуска на малых предприятиях настолько опережал в 2000-2003 гг. рост ВВП (страны, разумеется), что в результате вклад малого бизнеса в валовой внутренний продукт возрастал.

В-третьих, занятость в малом бизнесе увеличивалась, но значительно меньшими темпами, нежели объем выпуска. Это можно объяснить либо повышением производительности труда в этом секторе, либо уже упоминавшимся сокращением доли теневой экономики в нем.

Малые предприятия (МП) в российской экономике

 

2000

2001

2002

2003

Рост ВВП (в %)

10,0

5,1

4,7

7,3

Рост выпуска МП (в %)

31,7

32,2

30,0

35,1

Доля выпуска МП в ВВП (в %)

8,4

9,5

10,7

12,7

Доля занятости на МП (в %)

11,8

11,5

12,1

12,4

По регионам страны ситуация с малым бизнесом выглядит так. В 2003 г. доля малого предпринимательства в общей численности занятых была наиболее высокой в Московской области (35,6%), в Санкт-Петербурге (31,8%), в Калининградской и Ленинградской областях (22,5% и 22,0%, соответственно). В Москве эта доля значительно ниже (16,8%).

Теперь посмотрим, прав ли был Владимир Путин, когда не так давно в своем небольшом спиче на совещании правительства заявил, что тем, кто открывает в России свое дело, "нужно медаль давать за личное мужество". Поскольку обсуждался вопрос о развитии малого и среднего бизнеса, то легко предположить, что он имел в виду не Ходорковского.

Прогресс, однако...

Повод для оптимизма нашелся. Объективные показатели продемонстрировали улучшение ситуации. Количество органов, посещаемых при регистрации предприятия, а также время регистрации уменьшились. Лицензий стало меньше. Интенсивность проведения инспекций наиболее часто проверяющими органами снизилась. По субъективным оценкам самих людей, вовлеченных в малый бизнес, в области решения наиболее серьезных проблем (таких, как уровень налогообложения, экономическая нестабильность, налоговое администрирование) произошло дальнейшее улучшение состояния дел.

Однако общая оценка степени остроты проблем, связанных с госрегулированием, практически не изменилась. Некоторые проблемы (неравные условия конкуренции, рэкет) стали даже несколько более острыми по сравнению с предыдущим раундом.

Начнем с вопросов регистрации. С июля 2002 г. в этой области действуют следующие законные требования. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять дней, взимается государственная пошлина в размере 2000 руб. и, самое интересное, действует "правило одного окна".

В реальности стоимость и время регистрации по-прежнему значительно превосходят те, что прописаны в законе. Как выяснилось в четвертом раунде исследования, не более недели (отведенный законом срок) занимала регистрация лишь у 47% фирм, использующих посредника, и лишь у 42% такового не использующих. Это, конечно, прогресс по сравнению с первым раундом (проведенным весной 2002 г.), когда эти же цифры составляли только 17% и 22%, соответственно. Но все-таки хотелось бы большего.

До 2000 руб. на регистрацию тратили 39% фирм, не использующих посредника, и 11% - использующих (в первом раунде было 33% и 51%, соответственно). Остальные, понятное дело, не укладывались в эту сумму. Принцип "одного окна" также пока не заработал. В среднем при регистрации без посредника посещается три государственных органа (в первом раунде их было в среднем 4,2).

Использовали личные связи при регистрации 15% фирм (в первом раунде - 36%), преподносили подарок - 11% (22%). Таким образом, получается, что взяток на первой ступени прохождения в бизнес стало вдвое меньше.

Ясно, что главное - не зарегистрировать фирму, а работать. А вот с этим дело обстоит хуже, особенно у тех, кому право на жизнь дает еще и лицензия. Согласно закону, с февраля 2002 г. срок действия лицензии не должен быть менее пяти лет. Однако даже легитимные лицензии выдаются на более короткий срок. 16,2% - на срок менее трех лет, 24,8% - на срок от трех до пяти лет (в первом раунде было 16% и 28,2%, соответственно).

Среди лицензий значительная доля - нелегитимных, т.е. лицензий, которые, в соответствии с законодательством, предприятия получать не обязаны. Но они вынуждены это делать, чтобы избежать административного давления. Доля таких нелегитимных лицензий составляет около 40% и мало меняется от раунда к раунду исследования. При этом нужно отметить, что местные органы выдают нелегитимные лицензии значительно чаще, чем федеральные. В четвертом раунде около 70% лицензий, выданных местными властями, являлись именно таковыми.

Итак, зарегистрировались, получили лицензию (легитимную или нет) и можно начинать вести свой бизнес?

Только начали, а тут - инспекции! По закону, плановая проверка может быть проведена один раз в два года, но закон не ограничивает число внеплановых проверок (хотя и определяет процедуру их инициации). Среднее количество инспекций уменьшается. На одну фирму за полгода в среднем приходится 2,39 инспекций (в первом раунде было 3,32) Однако другие проблемы, связанные с ними, остаются.

Более всего досаждают, естественно, внеплановые проверки. Особенно часто их устраивают органы внутренних дел: около 60% их визитов являются незапланированными. Государственные органы часто не предъявляют предписания при проведении таких проверок: милиция не предъявляет предписания в 70% случаев, административно-техническая инспекция, сертификационные и лицензионные органы - более чем в половине случаев. Неофициальные платежи наиболее распространены при проверках милицией (выявлены в 62% таковых).

Около 20% фирм пытаются "сопротивляться" инспекциям, используя как "формальные" методы (апелляции и суды), так и "неформальные" (личные связи и подарки). При этом неформальные методы используются гораздо чаще. Правила прохождения инспекций не стали для фирм более прозрачными и предсказуемыми.

В четвертом раунде было добавлено изучение еще одной проблемы - доступ к помещениям и земле. Эта проблема была названа наиболее серьезной.

Процедура покупки как помещений, так и земли либо достаточно быстро завершается (за 1-3 месяца), либо затягивается, и тогда сроки ее окончания непредсказуемы. На момент опроса процедура покупки помещения не была завершена у 38% фирм, и длилась она более полугода. С покупкой земли ситуация еще хуже - 90% фирм имели незавершенную процедуру, которая длилась в среднем около года. В случае такой "затянутой" покупки треть фирм испытывают давление с целью получения взятки.

И еще один важный момент. В течение только одного 2003 г. 7,6% всех фирм подвергались угрозе со стороны госорганов лишить их прав на помещение. Чаще всего такая угроза возникает у фирм, арендующих помещение у государства (18%). Особо "замечателен" тот факт, что 3% фирм-собственников помещений также подвергались подобной угрозе.

И о наградах

Нет никаких сомнений в том, что наградить за мужество открывших бизнес в России стоило бы. (Желательно, конечно, не посмертно.) Пока же награды получают только те, кто вынуждает бизнесменов проявлять это не худшее человеческое качество. Возможно, в этом скрыт глубокий смысл мудрой государственной политики. Поощрять причину, а не следствие.

Андрей Заостровцев

Петербургскому малому бизнесу выдадут $80 млн Начался сбор заявок на участие в программе кредитования  »
Юридические статьи »
Читайте также