Малый бизнес: Отклонить нельзя принять

Госдума готовится рассмотреть во втором чтении законопроект о малом бизнесе. Разработанный правительством новый закон, по утверждению его авторов, снижает налоговое бремя малых предприятий, упрощает процедуры налогообложения и представления отчетности, создает более благоприятные условия для ускоренного развития малого бизнеса. С этим можно было бы согласиться, если сравнивать новый закон с общим режимом налогообложения, известным своей неэффективностью и постоянными изменениями, усложняющими и без того запутанную систему. Однако если сравнить его с "упрощенкой", по которой малый бизнес работает с 1995 г. (ФЗ-222) , то придется признать: принятый в нынешнем своем виде закон окажет ровно противоположное действие.

Что должно быть.

Чтобы реально облегчить жизнь малому бизнесу, закон должен соответствовать нескольким простым критериям.

Он должен быть понятен обычному человеку. Для этого он должен быть замкнутым и иметь прямое действие, т. е. не содержать ссылок на другие нормы (другие главы Налогового кодекса) и тем более не требовать для своей реализации издания подзаконных актов.

Учет и отчетность не должны отнимать времени и требовать специальных бухгалтерских знаний; все формы учета и отчетности должны быть включены непосредственно в текст закона. Любой человек, занимающийся своим делом, должен иметь возможность самостоятельно и без больших затрат времени вести весь учет и сдавать отчетность.

Упрощение невозможно без радикального сокращения видов уплачиваемых налогов. В идеале все они должны быть заменены единым платежом, распределение которого по уровням бюджетной системы осуществляется налоговыми органами без участия плательщика.

И конечно же, новый закон не должен ухудшать нынешнего положения налогоплательщиков.

В таком виде (без сложного учета и двусмысленностей) закон действительно упростит контроль налоговых органов за малыми предприятиями. Проверки станут рутинными и быстрыми, и налоговики и предприниматели перестанут тратить на них время и силы.

Упрощенная система налогообложения не должна заставлять малые предприятия содержать штат специальных сотрудников, занятых исключительно ведением учета и составлением отчетности. Ведь для малого предприятия расходы на содержание одного бухгалтера могут в разы превосходить все уплачиваемые государству налоги (напомним, что сегодня упрощенной системой пользуются предприятия, фактически перечисляющие в бюджеты в среднем около 30 000 руб. в год).

Если налоги снижаются, но возникают затраты на ведение учета и растет неопределенность в отношениях с налоговиками, то многие малые предприятия, фактически присутствующие на рынке, так и не смогут перейти "на легальное положение". Для них искусственный барьер, связанный с повышенными затратами на документальное оформление, останется непреодолимым. Те, кто хотел бы выйти из тени, получают недвусмысленный сигнал, что этого делать не стоит. Часть работающих "всветлую" уйдет в тень или прекратит дело. Как следствие после принятия любого закона, вводящего или увеличивающего отчетность, можно ожидать снижения налоговых поступлений при росте расходов оставшихся предприятий на учет и отчетность.

Что мы имеем.

Правительственный проект ухудшает условия, предоставляемые действующим законом об упрощенке. Например, сейчас право перехода на нее имеют предприятия, валовая выручка которых не превышает 100 000 МРОТ, или 45 млн руб. Правительство предлагает снизить эту сумму до 10 млн руб. Ничего хорошего такое начало не предвещает.

Далее. По сравнению с ныне действующей упрощенкой новый закон вводит систему практически неподъемного учета. Им же вводится и новая отчетность, отсутствующая в нынешнем законодательстве для малого бизнеса. А ведь документ называется: "об упрощенной системе налогообложения. .. ". Закон пестрит ссылками на другие главы Налогового кодекса, нормативные документы Минфина и МНС, различные подзаконные акты, издаваемые в развитие и уточнение этого закона. Без специальных знаний даже текст закона понять трудно.

Предлагаемый переход на упрощенную систему действительно избавит от учета и уплаты наиболее сложных для применения налогов (на прибыль, НДС, с продаж, на имущество). Но остается налоговый учет, появляется учет прибыли почти в том же объеме, как для "больших" предприятий, остается полтора десятка прочих налогов, каждый из которых требует отдельного учета и отчетности. А ведь ныне действующая упрощенка заменяет все налоги.

Правительству необходимо понять, что любой учет и отчетность (бухгалтерский, налоговый, статистический) , если их необходимость не вызвана логикой бизнеса, есть вычет, ущерб. Экономия на ведении налогового учета предпринимателями и администрировании налогов государственными органами обернется интенсификацией хозяйственной активности, ростом прибыли и расширением налоговой базы. И то и другое выгодно и государству и предприятиям.

Можно и дальше перечислять претензии к правительственному варианту законопроекта. Чего стоит хотя бы проблема зачета НДС, без решения которой малый бизнес вытесняется в гетто. Предлагаемый правительством законопроект не обеспечивает реального упрощения учета и отчетности. При новой системе без специалиста-бухгалтера малым предприятиям не обойтись. А ведь именно это и есть проверяемый критерий "упрощенности".

Печальная история.

Правительственный законопроект крайне негативно воспринят всеми предпринимателями. Принципиальные поправки предложили РСПП, ОПОРа и ТПП. Обсуждение закона в Госдуме показало, что отдельными поправками его не улучшить. Разумнее всего было бы отозвать его и подготовить нормальный закон.

Если бы не одно "но": закон этот получил статус "политического". Напомним, что еще в декабре прошлого года президент дал поручение внести в Думу законопроект по налогообложению малого бизнеса. Затем, когда с 1 января на малый бизнес неосторожно распространили единый социальный налог с его огромной отчетностью и запутанной процедурой, в начале 2002 г. посыпались многочисленные обращения к президенту, прошли шумные мероприятия и митинги. Президент дал поручение правительству: чтобы к марту исправили и внесли исправленный законопроект.

О качестве внесенного документа мы рассказали выше. Когда и предприниматели и депутаты отреагировали на него так, как он того заслуживал, была спешно организована встреча Путина с лидерами центристских фракций, на которой был утвержден заготовленный проект решения: принять правительственный вариант, незначительно снизив предлагаемые налоговые ставки и изменив порог применения упрощенной системы (с 10 млн руб. до 15 млн руб. ).

Вряд ли участники встречи читали текст закона. Вряд ли им объяснили, что в данном законе цифры вообще не главное. Не знаю, входило ли это в намерения организаторов встречи, или так вышло случайно, но результат состоит в следующем.

Имеется политическая воля принять законопроект до конца весенней сессии. Даже если он откровенно плох. Даже если он не решает поставленных перед ним задач. Даже если реально он ухудшит ситуацию для малого бизнеса. Очевидно, что необходимостью выполнить политическое решение было прикрыто низкое качество законопроекта.

Рацпредложение.

Многие депутаты не готовы делить с правительством ответственность за этот закон. В связи с этим у некоторых из них родилась удивительная идея: принять правительственный проект сразу в трех чтениях и без всяких поправок. Зачем? "Чтобы было понятно, кто за что отвечает". Отвечает перед кем? Думаю, речь не идет об избирателях или предпринимателях, для которых разрабатывался закон. Может быть, это такой способ донести до президента парламентскую оценку правительства, а малый бизнес тут не более чем удобный повод? Может быть. Но все это вопросы политики.

Практический вопрос совершенно в другом: что можно сделать в этой ситуации? Можно ли найти ход, не ведущий к ухудшению положения малого бизнеса?

Можно, если принять новую систему, не отменяя ныне действующей. Авторы проекта считают, что малые предприниматели будут счастливы перейти на новую систему. Это легко проверить, сделав такой переход добровольным. Для этого в новый закон необходимо включить норму о сохранении ныне действующей упрощенки: предприниматели смогут выбирать, переходить ли им на новый (разработанный для их блага) режим, или продолжать работать как сейчас. Пока же правительство согласилось с добровольностью новой упрощенки только по сравнению с общим режимом. Ныне действующую упрощенную систему планируют отменить навсегда.

События вокруг закона о малом бизнесе показывают, что попытки сделать как лучше приводят к тому, что получается как хуже. Что реальной проблемой предпринимательства являются не реформы, а защита того, что есть. Видимо, для этого действительно нужна недюжинная политическая воля.

Автор - руководитель Консультационного бюро

Предпринимателю надо готовиться к новым испытаниям  »
Юридические статьи »
Читайте также