Рознице указали на ее место

В ближайшее время на рассмотрение городского правительства будет вынесена Концепция развития потребительского рынка на 2005-2007 годы, которая определит, кто и каким образом обеспечит для петербуржцев европейский уровень торговли. Судя по всему, двигать Петербург в Европу станет делом довольно хлопотным и не всякому владельцу магазина по силам.

Социально-ответственно…

Концепция предусматривает три формально равноправных формата розничной торговли: гипер- и супермаркеты, «магазин у дома» и мелкорозничные рынки. Однако особое благоволение Смольного к ритейлерам все же ощущается. Не случайно одной из приоритетных задач в концепции названо развитие сетевого принципа организации торговли и привлечение в город крупных сетевиков.

Поскольку все заложенные в Концепции меры должны служить достижению главной цели – росту качества жизни горожан, нет ничего удивительного, что социальному аспекту развития потребительского рынка в ней уделено значительное внимание. В частности, Смольный намерен поддерживать развитие сетей магазинов-дискаунтов, ориентированных на продажу продуктов питания и сопутствующих товаров по ценам ниже среднегородских на 10-15%, которые к тому же применяют различные формы скидок для населения. Впрочем, проникнуться социальной ответственностью придется и половине из ныне действующих предприятий – их предстоит приспособить под нужды инвалидов.

…адресно…

Одной из новинок, предусмотренных в Концепции, должна стать адресная программа размещения крупных объектов потребительского рынка (супермаркетов, гипермаркетов, торговых комплексов и центров). Появление такой программы фактически означает, что если раньше город шел навстречу инвесторам в вопросе выбора места для нового торгового комплекса, то теперь чиновники возьмут инициативу в свои руки.

Перед этим Смольный намерен провести инвентаризацию всей розницы и выяснить, в каких районах ощущается дефицит в объектах торговли того или иного вида. Соответственно определять участки будут в первую очередь по принципу социальной значимости, а не рентабельности новых торговых площадей. Хотя ранее неоднократно заявлялось, что город предоставит тем, кто готов строить не в самых прибыльных местах, льготы по аренде (до 50%) и в несколько раз снизит выкупную стоимость земли, в Концепции эти положения не закреплены. Очевидно, что город в первую очередь рассчитывает на крупных сетевиков, которые как раз и могут позволить себе строить «социальные» магазины с низкой доходностью. Тем более если город будет, как обещано, резервировать и выделять под торговлю площади в центральных районах города и первые этажи в новостройках. Правда, едва ли новая схема заработает раньше будущего года – адресную программу еще предстоит сформировать. Пока инвесторы заявляют о своем намерении ввести за 2005 год рекордное число торговых комплексов. Планируется открыть 18 новых объектов, с суммарной площадью порядка 500 тыс. м2 (сегодня в городе функционируют около 60 комплексов, и их площадь составляет 1,2 млн. м2).

…и никаких ларьков

Что касательно многострадального малого бизнеса, то хотя в концепции он неоднократно упоминается, его участие в формировании розничной сети сводится до роли прослойки, восполняющей, где это нужно, недостаток стационарных торговых объектов. Из адресных программ размещения объектов торговли, помимо остановочных павильонов, предлагается исключить не обеспеченные инженерными коммуникациями объекты (читай: ларьки) в подземных переходах и у станций метрополитена. Выжившую часть мелкой розницы предполагается переселить под крылышко многофункциональных торговых комплексов, возводить которые планируется в том числе и на месте нынешних зон мелкорозничной торговли.

От всех перечисленных мер, помимо повышения качества обслуживания горожан, ожидается экономический эффект в виде ежегодного прироста розничного товарооборота на уровне 7% (к 2007 году оборот розничной торговли должен составить 324,1 млрд. руб. против 199,2 млрд. в 2004 году). Доля организованного рынка вырастет до 89% (сегодня 60% оборота обеспечивают крупные предприятия, 26% – малый бизнес и 14% – рынки). При этом основная прелесть новой системы государственного планирования в том, что Смольный гарантирует достижение указанных стандартов.

Оценка инициативы

Александр Кожекин, генеральный директор ООО «Лас-Вегас Джинс»:

«Повышенное внимание властей к развитию сетей гипермаркетов – вполне в духе мировых тенденций потребительского рынка. Важно, чтобы заявленный принцип социальной значимости при распределении земли не стал ширмой для злоупотреблений чиновников».

Сергей Сафронов, генеральный директор компании «Авеста»:

«Безусловно, развитием розничной торговли необходимо управлять адресно. Концентрация крупных сетевиков в отдельных районах заставляет жителей ехать через весь город. Создание льготных условий для сетевиков будет способствовать их развитию».

Потребительский рынок Петербурга в 2007 году: версия Смольного

Мелкая розница (ларьки, павильоны и др.)

Сегодня: 4800 одиночных объектов и 288 зон

В 2007 году: число будет сокращаться

Магазины

Сегодня: 10 090 объектов (237 м2 торговой площади на 1000 чел.)

В 2007 году: 11 200 объектов (350 м2 на 1000 чел.)

Кафе, рестораны и другие предприятия общепита

Сегодня: 4610 объектов (40 мест на 1000 чел.)

В 2007 году: 5430 объектов (60 мест на 1000 чел.)

Гипер- и супермаркеты, сельхозрынки

Сегодня: 170 объектов (84 м2 торговой площади на 1000 чел.)

В 2007 году: 235 объектов (120 м2 на 1000 чел.)Алексей Травин

Магазины подступают к домам горожан  »
Юридические статьи »
Читайте также