Жилкомхоз:Сделать из квартиры офис проще, чем из офиса квартиру

Вступивший в силу с 1 марта с. г. Жилищный кодекс РФ заметно расширил фронт работы петербургских законодателей. По самым скромным подсчетам, депутатам ЗакСа предстоит безотлагательно принять полтора десятка новых жилищных законов общегородского масштаба или основательно подкорректировать действующие нормативно-правовые акты. В минувшую среду они взялись за дело, одобрив в первом чтении губернаторский законопроект «О переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые».

В соответствии с петербургским законом от 28 апреля 1997 года до сих пор все решения о превращении жилья в нежилые помещения и наоборот оформлялись в виде постановлений губернатора. Жилищный кодекс предусматривает несколько иной механизм. Согласно 3-й главе, перевод помещений из одной формы в другую осуществляется органами местного самоуправления, но в 14-й статье оговаривается, что в городе федерального значения Петербурге перечень вопросов, отнесенных Жилищным кодексом к компетенции муниципалов, определяется региональным законом.

Депутаты в принципе согласились с предложением губернатора отдать процедуру переоформления как квартир в офисы, так и офисов в квартиры на откуп некоему исполнительному органу власти, уполномоченному на то городским правительством. Как горячо доказывал Геннадий Озеров, «органы местного самоуправления пока не готовы этим заниматься и еще долго будут не готовы». Он также приветствовал курс петербургского правительства на передачу все больших полномочий на районный уровень. Однако, когда Наталья Евдокимова и Михаил Амосов заговорили о целесообразности делегирования районным властям и части функций в рамках рассматриваемого законопроекта, такая перспектива не вызвала восторга у представителей Смольного.

Председатель Жилищного комитета Юнис Лукманов, с одной стороны, сетовал на то, что «правительство просто захлебывается под объемом документов: только в прошлом году под нежилые помещения было переведено около 1200 квартир». Вместе с тем он поднял «проблему приемки помещений». По словам г-на Лукманова, «такой процедуры сегодня не существует». «На самом деле критерии перевода, как и отказ в переводе помещений из одной формы собственности в другую, прописан в федеральном законодательстве», — не согласился с ним председатель депутатской комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Амосов. Он также обратил внимание на то, что Жилищный кодекс предоставил собственникам большие права для использования своего жилья не по прямому назначению, формально не переводя его в нежилое помещение. Тогда как возможности приспособить под жилье офисно-производственные площади предельно ограничены федеральным законодательством.

Пока вопрос, оправдано ли переоформление многих тысяч помещений одним-единственным уполномоченным органом, остался открытым. Нет ясности даже в том, поименуют ли его в этом законе. «Я считаю нецелесообразным называть его поправками ко второму чтению, так как даже Жилищный комитет может в дальнейшем называться по-другому», — не слишком убедительно аргументировал свою позицию г-н Лукманов. По мнению специалистов, перевод небольших жилых помещений (площадью до 70 кв. м) под офисы или для использования в промтоварных целях вполне по силам районным службам. А вот более сложные согласования, связанные с переоформлением крупных объектов под кафе, рестораны, продовольственные магазины и т. п., логично было бы вменить в обязанности Жилищному комитету. Впрочем, в любом случае не обойтись без полной и тщательной инвентаризации как жилых, так и нежилых помещений.

Свою лепту в скорейшую адаптацию Жилищного кодекса на берегах Невы поспешил внести прокурор Петербурга Сергей Зайцев, приславший в ЗакС целую серию официальных представлений. Один из его демаршей побуждает депутатов к внесению многочисленных изменений в закон «О жилищной политике Санкт-Петербурга». Прежде всего упразднение таких понятий, как «социальная норма площади жилья» и «ордер на жилое помещение». Другое прокурорское представление напоминает депутатам, что с 1 марта «лоджии, балконы, веранды, террасы и холодные кладовые, тамбуры не включаются в общую площадь жилого помещения», от величины которой зависит размер квартплаты. Кроме того, при предоставлении компенсаций или субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг вместо «социальной нормы» должны применяться региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, стоимости соответствующих услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на «дары» ЖКХ. Наконец, Жилищный кодекс лишил региональные власти права устанавливать повышенные расценки за превышение пресловутой «социальной нормы площади жилья».

Большинство этих нововведений будет способствовать некоторому, весьма незначительному снижению платы за жилье. Однако, к сожалению, для оптимизма нет ни малейших оснований. Во-первых, во многих жилконторах второй месяц кряду старательно не замечают требований Жилищного кодекса и начисляют квартплату по старинке (в частности, дополнительные поборы за «сверхнормативную» жилплощадь). Во-вторых, городское правительство и некоторые наши избранники в ЗакСе подготовили такие предложения по «региональным стандартам» и предельно допустимой доле расходов граждан на жилищно-коммунальные расходы, что уже летом квартплата может увеличиться в среднем процентов на двадцать. «ПЧП» будет внимательно следить за всеми изменениями в этой многострадальной сфере.

Михаил Кореневский

Dussmann глобализируется  »
Юридические статьи »
Читайте также