Комментарий: Парламентарии готовы помогать детским садам из собственного кармана?

Нет, наверное, ни одного заведующего детским садом, который бы сказал: мы живем хорошо, у нас всего хватает, в помощи не нуждаемся, а деньги лучше раздайте бедным. Денег, как известно, мало не бывает — бывает очень мало. Поэтому мы обратились к председателю профильной комиссии по вопросам общеобразовательных учреждений и учреждений начального и среднего профессионального образования Законодательного собрания Андрею Ловягину с несколькими вопросами относительно финансирования образовательных учреждений. Встретиться лично с вашим корреспондентом Андрей Евгеньевич не смог — как раз занимался подготовкой бюджета-2006 , но зато ответил на наши вопросы письменно, а корректировку некоторых ответов поручил своему помощнику Нине Грачевой — главному специалисту той же профильной комиссии.

Ответ депутата Андрея Ловягина мы приводим в порядке поступления наших вопросов.

— Сколько денег закладывается в бюджет на образование (в том числе на ДДУ)?

— Правительство Санкт-Петербурга определило отрасль образование как приоритетную в развитии города, поэтому только в текущем году самая большая статья расходов бюджета города — образование, на эти цели выделено 24 440 935,0 тыс. руб. На дошкольное образование выделено 6 094 132,4 тыс. руб. (для сравнения: в 2004 году на образование было выделено 18 139 725,0 тыс. руб., на дошкольное образование — 5 036 410,7 тыс. рублей ). Финансирование детских садов осуществляется только из бюджета Санкт-Петербурга.

— Средства выделяются только на образование или же и на прочие расходы исходя из реальных потребностей ДДУ?

— Денежные средства из бюджета на дошкольное образование выделяются в том числе на содержание, капитальный и текущий ремонт детских садов, приобретение мебели, оборудования и инвентаря.

— На основе каких требований формируется будущий бюджет в части образования?

— Бюджет на будущий год формируется на основе бюджета текущего года и заявок распорядителей бюджетных средств, для дошкольных образовательных учреждений распорядителями бюджетных средств являются главы администраций соответствующих районов. Заявки в районах формируются на основании заявок руководителей детских садов.

— Так называемая «спонсорская помощь». Насколько законен этот процесс?

— Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон. Спонсорская помощь дошкольному образовательному учреждению оказывается родителями на добровольной основе. До перехода образовательных учреждений на финансово-хозяйственную самостоятельность она перечислялась на расчетный счет образовательного учреждения. Теперь, когда у каждого образовательного учреждения открыт лицевой счет, необходимо будет продумать механизм поступления денежных средств от родителей на нужды образовательного учреждения.

— Каким образом регулируется процесс расходования бюджетных и внебюджетных средств в образовательных учреждениях?

— На основании Закона РФ «Об образовании» управление государственными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения».

На этом официальный ответ депутата Андрея Ловягина завершается (мы опустили лишь часть письма, сообщающую о полномочиях попечительских советов, — каждый интересующийся может эту информацию легко получить в любом учреждении).

Однако затем Нина Грачева, главный специалист комиссии, рассказала, что с введением финансовой самостоятельности вопрос обстоит не так просто. Суть реформы состоит в передаче школам и детским садам в оперативное управление имущественного комплекса и лицевых счетов, на которых будут аккумулироваться как средства бюджета Санкт-Петербурга, так и деньги, самостоятельно заработанные либо привлеченные образовательным учреждением. По словам Нины Грачевой, на руководителей ДДУ возлагается слишком большая ответственность — они должны быть не столько педагогами, сколько управленцами. В одном из недавних выступлений (см. официальный сайт ЗакСа 28.04.05) сам Андрей Ловягин и вовсе назвал эту реформу «страшнейшей» и предположил, что «стоит ожидать массы проблем с передачей имущественного комплекса, с архивными справками зданий, с технологическими проектами инженерных сетей и оборудования». Кроме того, по его мнению, могут возникнуть и такие проблемы, как задержки зарплаты персоналу, чрезвычайные с итуации с отключением света, тепла, проверками налоговых служб.

Тем не менее ответа на вопрос, не следует ли бюджету еще поделиться с дошкольными учреждениями, я так и не получила. По словам Нины Грачевой, с каждым годом денег на образование закладывается и без того все больше и больше, ну а если какому-то садику очень уж нужны железные двери, то депутаты из своих фондов могут и помочь. Правда, не удалось узнать точно, кто, сколько и кому помог.

Кроме обычных детских садов и групп, в Санкт-Петербурге существуют оздоровительные группы и садики для часто болеющих детей и детей с туберкулезной интоксикацией (около 15% от общего количества ДДУ). В них дополнительно задействованы оздоровительные программы и санаторные нормы питания.

Еще около 14% от общего количества ДДУ — садики для детей с проблемами в развитии — так называемые компенсирующие детские сады и сады типа «особый ребенок».

64 петербургских ДДУ имеют свои базы отдыха, в которых в две смены отдыхают 10 тысяч дошколят.

Летом, в период отпусков, в Санкт-Петербурге работает 700 ДДУ, в которых проводят летние месяцы 49 тыс. детей.

Детские сады работают по нескольким режимам: 10,5 часа, 12 часов, 24 часа и группы с одноразовым питанием по 2—3 часа в сутки.

Стоимость питания в детском саду зависит от вида учреждения и составляет от 45 до 85 рублей в день.

Средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений в третьем квартале 2004 года составила 5304 рубля, а во втором квартале 2005 года — 7253 рубля. С 1 января 2006 года ожидается повышение зарплаты работников ДДУ на 10—15%.

Марина Бойцова

Бюджетникам повысили зарплату  »
Юридические статьи »
Читайте также