Капитан-призрак

Ситуация в морском рыбном порту уже стала предметом обсуждения федеральной прессы. Орган Администрации президента "Российские вести" обращает на это внимание высокопоставленных чиновников: "Знает ли министр сельского хозяйства России Алексей Гордеев, кого глава Федерального агентства по рыболовству Станислав Ильясов поставил во главе порта?"

А питерские отцы-командиры знают?.. Касаясь ситуации в петербургском порту, "Версия в Питере" уже неоднократно писала о важности планирования при организации его работы. Само собой разумеется, этот процесс не имеет ничего подобного с функционированием Госплана СССР, предписывавшего из Москвы, сколько новых платков нужно производить в Благоухайнинск и какое количество булавок требуется поселку Ярковасильково. Речь идет о том, что суда должны подходить к причалам строго по графику, дабы, с одной стороны, не позволять им простаивать, а с другой - не устраивать толкучку. Для этого существуют специальные судовые агенты, работающие в тесном контакте с подходящими судами, а также стивидорные компании, осуществляющие погрузо-разгрузочные операции на причалах, которые обычно используются ими на правах аренды. Этот процесс регулируется международным правом. Существуют авторитетные формы стандартных агентских договоров, которые одобрены и рекомендованы к применению ведущими международными организациями: ФОНАСБА (Федерация национальных организаций морских брокеров и агентов) и БИМКО (организация судовладельцев).

С учетом норм международного права составлены Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и действующие нормативные документы: Общие правила плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним (утверждены Минмортранспорта и Госкомрыболовства в 1993 году) и Обязательные постановления Морской Администрации порта Санкт-Петербург. Эти документы имеют юридическую силу, ими руководствуются все судовладельцы, грузоотправители и грузоперевозчики, агенты и пр.

Каковы же функции капитана порта? В соответствии со ст. 76 Кодекса торгового мореплавания РФ, первейшая обязанность капитана порта - "контроль за соблюдением международных договоров Российской Федерации, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства Российской Федерации в торговом мореплавании".

О том, как трудится команда совмещающего должности главы морской администрации, главы администрации петербургского морского рыбного порта и его капитана Александра Андреева, пресса писала уже много раз. Его кипучая деятельность по изданию приказов о закрытии причалов для никому не нужной внеплановой проверки или, наоборот, граничащая с преступлением бездеятельность при ликвидации ситуации с обесточиванием жизненно важных систем (таких как система радиоактивного контроля "Янтарь"), не что иное, как проявление чиновничьего "терроризма". Андреев и Ко терроризируют работающих в порту почище, чем пакостные мыши кота Леопольда. Даже собственное федеральное начальство и транспортная прокуратура ему не указ.

В прошлом номере "Версии в Питере" мы уже писали об очередном закрытии господином Андреевым причалов N3 и N4 рыбного порта. Особенно нашего корреспондента удивило, что распоряжение безропотно принял к исполнению капитан всего петербургского морского порта Александр Федорович Глухов.

В понедельник нам сообщили, что инцидент вроде бы исчерпан, Андреевское распоряжение отменено им самим (наконец-то закончен водолазный осмотр причалов!). Однако впоследствии в редакцию пришел текст отмены, выглядевший чрезвычайно странно.

Согласно распоряжению NКП-149р от 30 сентября 2005 года, Александр Евгеньевич и вправду милостиво разрешает "всем заинтересованным лицам... принимать заявки на швартовку судов к причалам с 1-го по 6-й Санкт-Петербургского морского рыбного порта", но... только "после согласования с Капитаном Санкт-Петербургского морского рыбного порта". Если спроецировать ситуацию на промышленное предприятие, это все равно что начальник токарного цеха должен согласовывать раздачу пролетариату заготовок с начальником договорного отдела местного КУГИ или замом главы района по экономике (они же хозяева территории, если даже здание в аренде, то земля в основном осталась за государством). Теперь представьте вытянувшееся лицо морского агента, подающего заявку в "контору" капитана Глухова А.Ф. (это его обязанность обеспечить безопасную проводку судна в порт и швартовку к причалу), когда ему говорят: "А вы с господином Андреевым согласовали?"

Решив выяснить подробности происходящего, газета попыталась связаться с господином Андреевым. Первую попытку сделали в прошлую среду во второй половине дня. Все телефоны, указанные на бланке капитана порта, глухо молчали. То же самое наблюдалось в четверг до двенадцати. В пять минут первого по одному из номеров человек, отказавшийся представиться, ответил, что Александр Евгеньевич будет в два. На вопрос, как добраться до Администрации, последовал уклончивый ответ: "К нам попасть трудно". (В этом наш корреспондент не сомневался, поскольку почтовый адрес на бланке был указан как некий "а/я 162", а фактически на площадях "Рыбообрабатывающего комбината".) Позвонив в назначенное время, журналист получил информацию, что он сможет пообщаться с капитаном в три, потом в четыре. Ну а в четверть пятого телефоны замолчали, оставив нас в глухом недоумении.

В самом деле: если предположить, что Александр Евгеньевич требует согласовывать с ним швартовку в корыстных целях, то для этого он должен находиться в зоне досягаемости! А если капитан рыбного порта неуловим, словно призрачный капитан "Летучего голландца", так ему даже взятку не дашь! Идет с моря судно со свежей рыбой, его владелец и рад бы всучить чиновнику подаяние, чтобы разгрузиться побыстрее и нежная рыбешка не протухла, но весь ужас в том, что некому. (Мы представили себе ситуацию, как, опровергая наши последние слова, г-н Андреев будет говорить: "Не верьте им, можно меня найти!..")

Посему вполне возможно, что все подозрения в корыстном интересе администрации морского рыбного порта не оправданы и налицо обычное разгильдяйство. Которое, тем не менее, надо прекращать.

Павел Ковригин

Столица круизов: Перейдем на современный вид бизнеса  »
Юридические статьи »
Читайте также