Налоги: Депутаты просят оставить Петербургу больше акцизов

На минувшей неделе спикер Совета Федерации Сергей Миронов выступил с плановым отчетом перед депутатами питерского ЗакСа. Его выборщиков интересовало буквально все — от системы собственных выборов до налоговых взаимоотношений с центральными властями. Свое радение за родной город они по инициативе бюджетно-финансового комитета ЗакСа оформили в виде обращения к главам обеих палат российского парламента.

Федеральные налоговые новации последних лет по сути очень напоминают сказку о вершках и корешках. При снижении налоговой нагрузки на экономику бюджетное реформирование неизменно приводит к перераспределению важнейших налоговых источников в пользу «центра» и к обременению регионов новыми расходными обязательствами. Ситуацию усугубил закон о монетизации льгот, а со вступлением в силу обновленного закона о местном самоуправлении возникнут серьезные проблемы с финансированием здравоохранения, образования и культуры, социальной сферы.

На сегодняшний день лишь 45—46% собранных на берегах Невы налогов остается в городском бюджете. Из-за этого, по расчетам председателя бюджетно-финансового комитета Владимира Барканова, питерская казна ежегодно теряет 0,5 млрд. долларов. Поэтому депутаты предложили своим федеральным коллегам основательно поменять направление налоговых «потоков».

Прежде всего рекомендуется вернуть регионам не менее 50% доходов за табачные изделия, с 2003 года полностью «консолидированные» в федеральном бюджете. Для Петербурга это принципиально важно. Табачная отрасль традиционно занимает одно из ведущих мест в промышленном потенциале города, принеся в прошлом году в федеральный бюджет акцизов на 5,1 млрд. рублей.

По мнению петербургских депутатов, имеет смысл изменить порядок уплаты акцизов на алкогольную продукцию. Прошлогоднее увеличение акцизных платежей на этапе реализации алкоголя с 50% до 80% не только не увеличило доходы, но и привело к немалым потерям при отгрузке продукции крупных городских предприятий на акцизные склады в другие регионы. Посему предлагается вернуться к схеме, действовавшей в 2003 году: половина алкогольных акцизов уплачивается при реализации производителями, другая — при сбыте с акцизных складов. Или предусмотреть «иной механизм, обеспечивающий выравнивание налоговой отдачи по акцизам на алкогольную продукцию по регионам, в зависимости от производственных мощностей и объемов реализации».

Петербургские законодатели также настаивают на увеличении установленных Налоговым кодексом РФ размеров максимальных ставок региональных налогов. Например, в Петербурге за игорный бизнес и большинство транспортных средств уже сейчас приходится расплачиваться по максимуму. Таким образом, резервы пополнения бюджета за счет взвинчивания налоговых ставок практически исчерпаны, что «в условиях инфляции означает реальное сокращение бюджета».

Наконец предлагается передать в региональные бюджеты федеральную долю акцизов на нефтепродукты (40%) «с одновременным применением к ней действующего в настоящее время механизма распределения этих средств в порядке межбюджетного регулирования в зависимости от протяженности автомобильных дорог и количества транспортных средств региона». Для нашего города это стало бы весовым подспорьем в деле поддержания на должном уровне имеющихся транспортных магистралей и строительства новых. Ведь с отменой в 2003 году налога на пользователей автодорог, который составлял более 10% в структуре доходов петербургского бюджета, финансирование дорожного хозяйства находится на голодном пайке.

Сергей Миронов, в принципе одобрив инициативу своих доверителей, по-разному оценил перспективы отдельных предложений. Если «по табачным акцизам надо бороться и будем действовать», то «по акцизам на нефтепродукты вряд ли что получится». По словам Миронова, сейчас разрабатывается федеральный закон об источниках целевого финансирования дорожного строительства и содержания дорожной инфраструктуры. В качестве платежных средств предполагается использовать доходы от пошлин на нефтепродукты, от налога на ввоз иномарок и от налоговых платежей организаций, осуществляющих обязательное страхование автогражданской ответственности.

Спикер Совета Федерации предположил, что в нынешних политических реалиях явный крен налоговых «потоков» в сторону центра может быть выправлен. «Надо пересматривать подходы», — считает он. Ведь если раньше Кремль стремился зарезервировать за собой возможность решать проблемы регионов с учетом «самостоятельности, а то и неуправляемости их руководителей», то с переходом на систему назначения глав субъектов РФ «необходимости держать в черном теле губернаторов и регионы нет».

Михаил Кореневский

ЗС смещает налоговые акценты  »
Юридические статьи »
Читайте также