Обоюдоострая Ассоциация

Правительство создает ассоциацию благонамеренных алкогольных компаний. За это бы и выпить. Но выйдет дороговато...

Городская исполнительная власть на этой неделе озвучит новые меры по пополнению городской казны. На сей раз длинные руки смольнинских мытарей дотянулись до одного из самых прибыльных, но в то же время зачастую и самых "недобросовестных" секторов городской экономики - алкогольного.

Money, money, money...

Как посчитал комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ), за 8 месяцев этого года город недосчитался 400 млн. руб. акцизных сборов (получили 1,3 млрд.вместо ожидаемых 1,7 млрд.). Этот факт встревожил чиновников, и они разработали план по "повышению эффективности государственного регулирования алкогольного рынка Петербурга". Ведь в 2005 году на акцизы возлагаются большие надежды: в городскую казну, по подсчетам чиновников, должны поступить 2,8 млрд. руб. (больше на 0,6 млрд., чем в этом году).

Нововведения городской администрации поясняет председатель КЭРППТ Владимир Бланк: "Мы организовали конкурсный порядок выдачи согласования на лицензию, аккредитацию, при этом комитет может отозвать уже выданные лицензии". Добавим сюда же увеличение стоимости региональной специальной марки до 1 руб. 35 коп., новый закон о лицензировании розницы, повышение стоимости розничной лицензии (с почти бесплатной - до 12 тыс. руб.), проведение конкурса на выдачу согласований для открытия акцизного склада и др.

Ясно, что за благородным намерением наполнить городской бюджет скрывается до боли простая мысль о повышении розничных цен на алкоголь, ибо расплачиваться за все эти акцизно-лицензионные хитрости будет, в конечном счете, именно потребитель.

Тем не менее, инициативы г-на Бланка горячо приветствует авторитетный народный представитель - председатель бюджетно-финансового комитета ЗакСа Владимир Барканов: "Он сделал многое правильно: стал бороться с производителями и владельцами акцизных складов, которые не хотят платить налоги и незаконно наклеивают марки. Бланк поддерживает добропорядочных городских производителей".

Чтобы помочь местным алкогольным заводам, в начале года КЭРППиТ предложил создать Ассоциацию, куда вошли бы директора крупнейших петербургских предприятий. Желающих оказалось 8 (всего в городе 16 производителей): "Ладога", "Ливиз", "Игристые вина", "Северная Венеция", "Веда", "Вилаш", "ВКЗ Дагвино", "Бодегас", которые эту общественную организацию и учредили.

"Мы посовещались, и я решил..."

Однако на прошлой неделе на очередном собрании руководителей оптовых компаний и производителей председатель КЭРППиТ Бланк вдруг порекомендовал последним включить в Ассоциацию и оптовиков. По словам учредителей, это предложение обсуждалось еще при создании Ассоциации, однако понимания среди заводских начальников не нашло. И это неудивительно: ведь обе стороны преследуют, мягко говоря, разные коммерческие цели: производители - продать именно свою продукцию, дистрибьюторы - продать продукцию самых разных производителей. Однако после заверений комитетчиков в том, что Ассоциация будет иметь полномочия по контролю за городским рынком, те и другие, прельщенные такой многообещающей перспективой, согласились объединиться. "Несмотря на то, что изначально цели у производителей и оптовиков разные, объединение в рамках Ассоциации позволит совместно решать вопросы по оказанию помощи государственным органам в проведении мер, направленных на создание цивилизованного алкогольного рынка в городе и Северо-Западном регионе и противодействию проникновения на него недоброкачественной продукции", - с воодушевлением цитирует положения из Устава Ассоциации одна из ее учредителей - ген. директор ЗАО "Вилаж" Нина Крупнова.

Бланк формулирует проще и конкретнее: задача Ассоциации "очень проста - в ней мы собираем всех легальных участников рынка". И продолжает: "Чтобы бороться с нелегальными". Правда, какими методами будет бороться с "нелегалами" алкогольная Ассоциация, Бланк не уточнил. Обычно этим занимаются налоговые и правоохранительные органы. Возможно, Бланк имел в виду предоставление "ассоциированной алкогольной общественности" права обращаться в налоговую службу с требованиями приостановить деятельность той или иной оптовой компании, о чем уже поспешили сообщить вновь испекаемым участникам Ассоциации чиновники КЭРППиТ. Судя по составленному перечню нарушений, оснований для таких обращений будет достаточно.

Все равны, но члены - равнее

Одной из главных причин, по которой чиновники решили ужесточить свою политику по отношению к оптовикам, стало изменение федерального бюджетного и налогового законодательств. С этого года все акцизные поступления от производства и оборота алкогольной продукции зачисляются в региональные бюджеты. Однако перераспределение долей взимания акцизов между производителями и оптовиками изменилось в сторону последних. Если раньше было поровну, то теперь 20% алкогольных акцизов платят производители и 80% - оптовики. "Это нововведение ставит наполняемость городского бюджета в прямую зависимость от дисциплинированности и добросовестности оптовиков", - сурово сдвигают брови чиновники. И подтверждают свою озабоченность фактами: "У нас 74 акцизных склада. При этом 97% всех налогов в бюджет города дают лишь 20 из них. Поэтому есть основания полагать, что на остальных складах либо не работают, либо не платят налоги".

Чтобы раз и навсегда покончить с "нелегальщиной", чиновники и решили объединить "исправных" оптовиков и производителей в Ассоциацию. При этом отбор, по словам комитетчиков, будет серьезным. Перед вступлением в эту организацию, каждого желающего обязательно проверят на "финансовую чистоплотность". Однако, по словам учредителя Нины Крупновой, вступить в нее не так уж и сложно: Ассоциация пока не имеет права проверять коммерческие документы ни одной компании: "По уставу, новые участники принимаются в Ассоциацию с согласия всех остальных членов и при наличии письменной рекомендацией одного из учредителей. Контроль за новичками, по сути, осуществляется через поручительство".

Стоит отметить, что учредителями ассоциации могут быть лишь производители, но не оптовики. Правда, председателем Ассоциации, по словам комитетчиков, будет независимый менеджер. Однако пока это место занимает руководитель завода "Игристые вина" Ирина Белова.

Актуальность создания и компетентность Ассоциации не вызывает сомнений у председателя КЭРППиТ Владимира Бланка: "Если вы серьезно играете на рыке, то ваши права должны быть представлены в существующей политической системе - исполнительной и законодательной. Ни одна, ни другая не будут активно работать с кем-то одним. Поэтому создание Ассоциации необходимо". "При этом, - заверяет Бланк, - правила для всех представителей алкогольного бизнеса (независимо от того, будут ли они членами Ассоциации или нет) равные, и никакого нарушения антимонопольного законодательства здесь нет".

Диалектика топора

Многие дистрибьюторы, впрочем, не видят необходимости в создании подобной общественной организации, тем более организованной "сверху". "Подобные собрания не смогут влиять на решение серьезных вопросов - это чистой воды профанация", - резко отзываются о правительственных инициативах оптовики, предпочитающие, впрочем, сохранять при этом анонимность.

Подобные реплики высказывают и некоторые городские политики.

Ольга Покровская, советник председателя комитета финансов администрации СПб в 1996-1998 гг., подвергла нововведение главы КЭРППиТ развернутой критике:

- Создание ассоциации говорит о том, что власть не хочет допускать профессиональное сообщество до реального самоконтроля. Это не дело власти - определять, кто - общественность, а кто - нет. Тем более борьба с нелегальщиками - вообще задача не общественности, а правоохранительных органов. Алкоголь - эта та часть экономики, которая способна принести в бюджет реальные доходы. Когда Игорь Артемьев был председателем городского комитета финансов, он, в первую очередь, предложил усилить контроль за рынком алкоголя. Но он действовал как финансист, а не организатор общественности. Склады четко контролировали правоохранительные органы. Конечно, не за всеми удалось проследить, но доходы в казну выросли. Поэтому действие нынешних властей мне понятны, но методы, при помощи которых они это делают, не совсем логичны. Конечно, можно дороже сделать акцизную марку, но при этом число подделок значительно увеличится - это аксиома: чем дороже марки, тем выгоднее их подделывать. Что касается конкурсов, топри нынешней системе очень просто сделать так, чтобы и комар носа не подточил, и выиграла нужная компания, - надо просто сформулировать сразу несколько условий: по цене, по объему и срокам хранения. В итоге чиновники выбирают некий "интегральный показатель", никому, кроме них, не понятный.

Чтобы контроль был эффективным, надо назначать общественность не сверху, а давать ей организовываться добровольно. Все участники конкурса должны иметь права контроля за этим процессом. В мире это работает - все происходит гласно и публично, условия формируются четко.

Та форма контроля, которая предлагается сегодня комитетом Бланка, не только неэффективна, но еще и вызывает сомнения в искренности тех, кто ее предлагает. Это все равно, что создать "ассоциацию честных людей", а остальных посадить как мошенников.

Контролировать выдачу лицензий - задача чиновников. Но этот процесс должен отслеживать парламент, депутаты, гражданское общество.

Все эти нововведения были бы оправданными, учитывая остроту проблемы с некачественной продукцией и потерями бюджета. Но лишь в том случае, если бы у нас была уверенность, что чиновники будут работать по правилам, соблюдая интересы тех, ради кого они работают, - горожан и членов профсообщества. Но в условиях, когда бюрократы и законы существуют сами по себе, это превратится в тот самый топор, который взяли, чтобы построить дом, а использовали для того, чтобы кого-то зарубить.

Оксана Попова

ЗАО "Славнефть- Санкт-Петербург" перечислило в бюджет Петербурга 308,3 млн рублей акцизов за топливо  »
Юридические статьи »
Читайте также