АЗС в обмен на акцизы

Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко намерена изменить правила игры на топливном рынке города. Она собирается предоставлять землю под строительство АЗС только тем компаниям, которые платят бензиновые акцизы в городской бюджет. Участники рынка уверены, что новые правила позволят вертикально-интегрированным нефтяным компаниям усилить свои позиции.

По данным "Нефтяного клуба Санкт-Петербурга", сейчас в городе действует 258 АЗС, еще 29 находятся в стадии строительства. А расчеты агентства "Аи-92" показывают, что на питерском рынке доминируют независимые операторы - Петербургская топливная компания (ПТК, 28% рынка) , "Фаэтон" (14% ) и ТИК "Балт-Трейд" (9% ). "ЛУКОЙЛу" принадлежит 11% рынка, "Славнефти" - 9% , Fortum (торговая марка Neste, 9% ) и Shell (3% ). Объем топливного рынка Санкт-Петербурга оценивается операторами в $350 млн в год.

В пятницу Матвиенко встречалась с представителями местного топливного бизнеса. Как заявили в пресс-службе городской администрации, губернатор сообщила предпринимателям, что с 1 января 2004 г. новые участки под АЗС будут распределяться через тендеры. А получить землю смогут только те операторы, которые будут платить акциз в городской бюджет. До сих пор власти Санкт-Петербурга заключали прямые сделки с претендентами на участки. А присутствовавший на встрече председатель питерского комитета по строительству Александр Вахмистров добавил, что город готов до конца этого года выставить на торги 20 участков и еще 42 участка - до 1 апреля 2004 г.

С 1 января 2003 г. акциз на нефтепродукты, составляющий 3000 руб. за тонну, платится одним из звеньев цепочки "производитель - оптовик - АЗС", говорит партнер PricewaterhouseCoopers Михаил Клубничкин. 60% акцизного сбора поступает в казну субъекта Федерации, где произошла уплата, а остальные 40% - в федеральный бюджет. "Где именно должна произойти уплата акциза - на территории производителя, оптовика или конечного продавца, в законодательстве не прописано", - отмечает Клубничкин. Партнер компании "ЮСТ" Алексей Попов говорит, что ряд крупных нефтяных компаний предпочитает уплачивать акциз через свои трейдерские компании, зарегистрированные во внутренних офшорах. Таким образом, они экономят на уплате региональной части акциза и других налогов. Попов считает, что заставить платить акцизы операторов на территории Петербурга можно только административным давлением или индивидуальными договоренностями. "Заявление как раз и есть пример административного давления", - резюмирует Попов.

По данным администрации Петербурга, сейчас акцизы в городской бюджет платят лишь две компании - ПТК и "ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт". До конца года они должны заплатить около 561 млн руб. Но план акцизных сборов, как утверждает Матвиенко, составляет 2,7 млрд руб.

Инициатива Матвиенко беспокоит независимых операторов. "Нам практически невозможно получить у производителей безакцизный бензин, поэтому городские власти должны взять на себя переговоры с нефтяными компаниями", - говорит председатель правления холдинга "Фаэтон" Сергей Снопок. А вот крупные компании идея губернатора совсем не тревожит. Руководитель пресс-службы "Сургутнефтегаза" Раиса Ходченко говорит, что дочерняя розничная структура "Киришинефтеоргсинтеза" (на него приходится до половины поставок топлива на питерский рынок) - "Киришиавтосервис" с 1 ноября начнет платить акцизы в местный бюджет. Представитель "ЛУКОЙЛа" утверждает, что его компания и в следующем году продолжит платить акцизы в петербургский бюджет.

Президент "Нефтяного клуба Санкт-Петербурга" Олег Ашихмин считает, что топливным операторам представлены понятные правила игры. "Те, кто не сможет платить акцизы в бюджет, будут вынуждены остановиться в развитии и покинуть рынок", - говорит Ашихмин. Он считает, что участки в первую очередь достанутся вертикально-интегрированным нефтяным компаниям. Его мнение поддерживает Сергей Снопок, который считает, что в новых условиях независимым операторам будет значительно сложнее выжить.

Анатолий Темкин Александр Тутушкин

Крупные нефтетрейдеры съедят мелких в интересах бюджета Петербурга  »
Юридические статьи »
Читайте также