Акцизы поделили С 2004 г. деньги на дороги будут у всех регионов

Минфин нашел способ по справедливости распределить между регионами доходы от акцизов на горюче-смазочные материалы. Ведомство Алексея Кудрина готовит поправки в проект бюджета-2004, которые позволят делить акцизные деньги, исходя из протяженности дорог и количества автомобилей в каждом субъекте Федерации.

С 1 января 2003 г. акциз на нефтепродукты уплачивают не нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) , а каждый перепродавец топлива - от завода до потребителя. Затем налог зачитывается всем, кроме конечного продавца. Чаще всего конечным продавцом оказываются автозаправочные станции (АЗС). Предполагалось, что новая система равномерно распределит поступления от акцизов между региональными дорожными фондами, пострадавшими от отмены последнего оборотного налога, так как АЗС распределены по территориям в зависимости от протяженности дорог. 60% акциза на горюче-смазочные материалы (ГСМ) поступает в региональные бюджеты, 40% - в федеральный.

Планировалось, что в этом году бюджеты субъектов получат 55,45 млрд руб. , а федеральный - 22,18 млрд руб. На деле поступления сконцентрировались в восьми регионах, куда предпочли заплатить акциз крупные нефтяные компании: в Москве, Калмыкии, Мордовии, Алтае, Туве, Омской, Томской и Магаданской областях. Остальные не получили ничего.

Минфин, МНС и Минэкономразвития с весны бьются над тем, как сделать систему уплаты акцизов эффективной, а поступления распределить сообразно потребности каждого региона. Вчера руководитель департамента налоговой политики Минфина Александр Иванеев рассказал, что формула справедливости наконец найдена. По его словам, для налогоплательщиков ничего не поменяется, а вот поступления будут распределяться по-новому. Федеральному бюджету, как и сейчас, достанется 40% собранного. Еще 10% будет оставаться в тех регионах, где уплачивался налог. А оставшиеся 50% будут перераспределены между регионами через казначейство, без предварительной централизации в федеральном бюджете. "Для каждого субъекта Федерации будет рассчитан норматив отчислений исходя из протяженности дорог на его территории и их загруженности, а также количества автомобилей", - говорит Иванеев. По его словам, Минфин уже готовит соответствующие поправки к проекту бюджета-2004.

Один из постоянных участников совещаний в Минфине рассказал, что описанная схема была выбрана потому, что остальные варианты предполагали изменение действующей системы уплаты акцизов на ГСМ. "А нынешняя система, несмотря на все ее недостатки, неожиданно принесла в бюджет гораздо больше денег, чем рассчитывали", - говорит он. По данным МНС, за первое полугодие 2003 г. в консолидированный бюджет от акцизов на нефтепродукты поступило 49,6 млрд руб. "Если сохранится та же динамика, МНС к концу года соберет на 27,7% больше, чем планировалось", - прогнозирует эксперт. По его словам, эти цифры произвели на первого замминистра финансов Сергея Шаталова такое впечатление, что о каких-то планах по изменению системы не могло быть и речи.

Представитель МНС объясняет успехи налоговиков тем, что новая схема упрощает контроль за налогоплательщиками. "Раньше статистика постоянно показывала, что заводы производят одно количество бензина, а в розницу его реализуется несоизмеримо больше. Сейчас пропорция меняется ", - говорит чиновник.

Эксперт Института экономики переходного периода Илья Трунин полагает, что новый принцип распределения налога между бюджетами окажется эффективнее, чем сейчас. А сенатор от Республики Марий Эл Илья Ломакин-Румянцев убежден, что "любая формула справедливости - это лукавство". "Если доля региона будет привязана к его дорогам, получится, что там, где дорог мало, их никогда и не построят. К тому же есть транзитные области, где своих автомобилей гораздо меньше, чем проезжающих по их дорогам автомобилистов из других краев, - например, Смоленская область. Есть регионы, которые переполнены "чужими" автомобилями в определенный сезон. Поэтому распределить деньги соразмерно реальной потребности каждого региона - задача маловыполнимая", - полагает сенатор.

Светлана Иванова

Контролем за уплатой акцизов петербургскими налогоплательщиками займется специальная налоговая инспекция.  »
Юридические статьи »
Читайте также