Регионам не доплатили Депутат Госдумы считает, что Минфин не смог компенсировать губернаторам отмену последнего оборотного налога

Совет Федерации вчера ушел на каникулы, проштамповав все налоговые решения, принятые Думой. В их числе отмена налога с продаж, которая в следующем году лишит бюджеты регионов более 60 млрд руб. Между тем региональные бюджеты уже почувствовали нехватку денег на дорожное хозяйство, которыми правительство обещало их обеспечить, отменяя с 1 января 2003 г. дорожный налог.

Год назад Дума проголосовала за отмену 1% -ного оборотного налога на пользователей автодорог. Чтобы компенсировать выпадающие доходы, депутаты передали регионам все сборы от нового транспортного налога, 60% поступлений от акцизов на горюче-смазочные материалы, дополнительные суммы от индексации ставок земельного налога и 1% федеральной ставки налога на прибыль.

Проанализировав официальную статистику Министерства по налогам и сборам за январь - май 2003 г. , зампред думского бюджетного комитета и член коллегии МНС Сергей Штогрин выяснил, что на самом деле предложенные Минфином доходные источники дают региональным бюджетам гораздо меньше денег, чем обещали чиновники. К примеру, согласно таблице Минфина от акцизов на нефтепродукты территории должны были выручить за год 90,5 млрд руб. , а за пять месяцев поступило всего 18% этой суммы, или 16,6 млрд руб.

Штогрин уверен, что Минфин год назад сознательно завышал прогноз. "Мы принимали решение, руководствуясь заведомо неверной информацией. В законе о федеральном бюджете на 2003 г. от всех видов топливных акцизов предусмотрено всего 30,76 млрд руб. Зная пропорцию распределения поступлений между регионами и центром (60% к 40% ), легко посчитать, что больше 46,04 млрд руб. для регионов никто изначально и не планировал", - возмущается депутат.

По его словам, в свой прошлогодний план компенсации чиновники лукаво включили полную сумму поступлений от земельного налога и платы за землю (34,7 млрд руб. ) , "хотя компенсацией честно было бы считать только дополнительную сумму от индексации ставок - все остальное и так поступало в бюджеты субъектов", - говорит Штогрин и по этой причине учитывает только 3,6 млрд руб. в графе фактических доходов.

"Пока что дорожное хозяйство спасают только поступления от недоимки и заключительных оборотов прошлых лет. Они дали больше половины (36,8 млрд руб. ) из 69,1 млрд руб. общей суммы компенсации за первые пять месяцев. Но их скоро не будет", - предупреждает депутат. Он напоминает, что за январь - май 2002 г. региональные бюджеты собрали 47,2 млрд руб. в виде налога на пользователей автодорог и еще 4,1 млрд руб. в виде налога с владельцев транспортных средств (всего 51,6 млрд руб. ). "Если не учитывать недоимку и долги, то реальные поступления от предложенных Минфином доходных источников на 19,3 млрд руб. (37,4% ) меньше, чем было у региональных дорожных фондов в прошлом году", - посчитал Штогрин.

Высокопоставленный представитель МНС не смог ответить, верны ли расчеты депутата, и попросил две недели на проверку приведенных им цифр.

Руководитель департамента налоговой политики Минфина Александр Иванеев говорит, что год назад, когда он обсуждал с депутатами предстоящую компенсацию дорожного налога, он руководствовался информацией, которую ему представили коллеги из другого департамента. Председатель бюджетного комитета Совета Федерации Евгений Бушмин утверждает, что недавно получил от министра финансов Алексея Кудрина отчет о наполняемости региональных бюджетов за январь - апрель 2003 г. , из которого следует, что компенсация дорожного налога "идет даже с превышением на 19% ". Сенатор не смог предоставить "Ведомостям" эту справку, а руководитель пресс-службы Минфина Юрий Зубарев передал слова первого замминистра финансов Татьяны Голиковой, что "подобного отчета пока не существует", а ее подчиненные подготовят его только по итогам шести месяцев.

Зато опрошенные "Ведомостями" региональные министры финансов склонны верить цифрам Штогрина. "Денег хватает только на содержание дорог, о строительстве новых не может быть и речи", - говорит министр финансов Республики Коми Александр Захаров. По его словам, запланированные на дорожное хозяйство поступления собираются не более чем на 70%.

Ситуация осложняется тем, что поступления от топливных акцизов, вместо того чтобы равномерно распределяться по всем регионам, осели в семи областях, где расположены крупнейшие НПЗ: 47% региональной доли достались Рязанской области, Москве, Башкирии, Мордовии, Ханты-Мансийскому АО, Омской и Саратовской областям.

Сенатор от Перми Олег Чиркунов говорит, что с поступлениями на дорожное хозяйство в его регионе "все в порядке". Но не потому, что хорошо работает новая система уплаты акцизов на ГСМ, а благодаря губернатору, который "договорился с местным нефтеперерабатывающим заводом, что акциз будет оставаться в области".

Светлана Иванова

Против местных привилегий Выступили производители водки  »
Юридические статьи »
Читайте также