Не заблудиться в каменных джунглях!

Обидно, но факт: приезжим и туристам бывает не просто ориентироваться в нашем городе. Возможно, в следующем году эта ситуация изменится к лучшему

Полуобнаженные попытки

Исполнительная власть приняла постановления о создании системы городской ориентирующей информации в соответствии с Программой развития Петербурга как туристического центра , принятой в тот же день. В эту систему включены социально значимые объекты, прежде всего достопримечательности Петербурга и пригородов, наиболее часто посещаемые иностранными и российскими туристами: музеи, памятные места, спортивные объекты, вокзалы, аэропорты и станции метро.

То, что такая система нужна, сомнений не вызывает. Факт, но в Петербурге никогда не существовало единой системы городской ориентирующей информации - ни на кириллице, ни на латинице. Нет ее и сейчас. Отсутствует такая система и в метро.

Отдельные попытки внедрения элементов ориентирующей информации предпринимались, но при этом место размещения и формат таких объектов, совмещенных с рекламоносителями, определялись исключительно коммерческими интересами. Например, жители города наверняка помнят рекламоноситель, который стоял у входа в Пассаж. Он указывал прямо на двери универмага, хотя на указателе значился Русский музей. Из-за полуобнаженных фотомоделей, которые рекламировали нижнее белье, вряд ли можно было заметить сам указатель, размещенный сверху на невзрачном зеленом поле и занимающий меньше четверти пространства всего стенда.

Занимательно, что таким "информационным" стендам был присвоен социальный статус, дано право на размещение в историческом центре и на льготное налогообложение. В 2004 году решением комитета по печати такая практика была прекращена.

Сегодня в Петербурге существуют лишь единичные объекты, которые только условно можно отнести к городской ориентирующей информации, потому что они не выполняют должным образом свои функции, то есть не помогают ориентироваться в городе. К ориентирующей информации относятся и так называемые указатели со стрелками. Но они выполнены в разном стиле и их количество минимально - меньше 30 на весь Петербург.

Ключевые объекты

Городские власти решили изменить ситуацию не косметически, а радикально. В перечне, разработанном комитетом по печати, значится 320 социально значимых объектов и историко-культурных достопримечательностей, которые в яркой и понятной форме должны быть представлены туристам. Информационные блоки с фрагментами карты города, с указателями, пиктограммами и подробной информацией на русском и английском языках будут установлены на самых оживленных перекрестках, возле и внутри станций метро, на всех основных магистралях, парковках туристских автобусов, заправках и около достопримечательностей. На них можно будет увидеть крупноформатную карту города, с обозначением места, где находится турист, а также ближайших культурных и социально значимых объектов. На улицах будут установлены также информационные указатели с обозначением направления и расстояния до важнейших городских объектов.

Информационные носители будут подсвечены и оформлены в едином стиле, все объекты на карте предполагается обозначать пиктограммами, что полностью соответствует международным стандартам.

Информационные указатели свяжут ориентирующую систему в единую сеть. На верхней части каждого из них всегда можно будет найти указатель направления и расстояния до ближайшего главного информационного стенда. Приезжий легко сориентируется, поскольку этот указатель имеет синий фон и международный символ информации. Указатель, расположенный ниже на белом фоне, будет направлять туриста уже непосредственно к социальным объектам или достопримечательностям. Зона ориентирования, таким образом, расширяется от ближнего радиуса (100-150 м) до среднего и дальнего.

Настенные планшеты с картой города и информационные указатели разместят во всех 63 вестибюлях станций метрополитена. На карту предполагается нанести линии метро, станции и основные социально-культурные объекты. Поэтому туристу будет легко планировать свой маршрут, не поднимаясь на поверхность.

Этот проект не потребует ассигнований из бюджета. Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации планирует до конца октября объявить конкурс среди операторов рекламного рынка на изготовление и размещение информационных блоков и указателей, совмещенных с рекламоносителями. Окупаться затраты будут за счет размещения рекламы на обратной стороне стендов. Однако реклама должна занимать в структуре информационных блоков не более 25 процентов (а не 75 процентов, как в Москве). Это может продлить срок окупаемости проекта, но зато горожане и гости Петербурга сразу почувствуют все удобства новой системы.

Завершить ее создание планируется до 1 июля 2006 года. Кроме того, до 20 декабря совместно с ГИБДД Петербурга будет разработана система информации с дублированием на английском языке для автомобилистов.

Мнения

Алла Манилова, член правительства СПб, председатель комитета по печати и взаимодействию со СМИ:

- Образно говоря, чтобы заполучить туриста, нужно его полюбить. Ведь турист приедет туда и потратит деньги там, где ему комфортно. Система городской ориентирующей информации призвана обеспечить информационный комфорт, причем как тем, кто путешествует в группе, так и тем, кто приехал один; тем, кто из Мурманска и Красноярска, и тем, кто не знает ни слова по-русски. Турист должен ощущать себя в привычной коммуникативной среде, не испытывать стресса от незнания языка и от непонятной ему подачи справочного материала. Система ориентирующей информации должна буквально сопровождать туриста, вести его за руку на пути следования по любому маршруту.

Сергей Корнеев, директор Северо-Западного регионального отделения Российской ассоциации туристических агентств:

- Сейчас во всем мире туристы - люди свободные, они уже не любят ездить вместе, толпами. В Петербурге самый главный пока туризм - групповой. Основная причина этого - в городе трудно сориентироваться без гида, без экскурсовода. Вся городская инфраструктура фактически готова к работе с туристом. Во всем мире уже 5-8 лет существует система пиктограмм. Значок "музей", например, понятен русскому, китайцу, японцу, кому угодно. Поэтому если подобная общепринятая мировая система появится наконец в Петербурге, мы точно можем сказать, что туристу будет легче ориентироваться в городе.

Юлия Догадина

Что было, что будет Чтобы туристы не блуждали  »
Юридические статьи »
Читайте также