Как не промахнуться со звездами отеля

Весна - время строительства планов на неизбежно приближающийся отпуск. Обновляются гардеробы, заказываются путевки в турфирмах. Но каково же разочарование, когда выясняется, что купленная блузка разъезжается по швам, а элегантные туфли развалились в первый же день. И до слез обидно, когда оказывается, что отель на курорте совсем не соответствует тому, что описывали милые девушки в турфирме, а море в двух часах езды на автобусе по нестерпимой жаре. Отпуск испорчен, время потеряно, деньги выброшены на ветер.

Читайте мелкий шрифт

На качество обуви жалобы поступают круглый год, но весной их становится больше. А начиная с середины лета появляются недовольные услугами туристических фирм. В магазинах частенько покупателей отфутболивают к производителю или в суд, а в турфирмах предлагают предъявлять претензии к встречающей стороне. Человеку, который слабо разбирается в правах потребителя или вовсе их не знает, ничего не остается, как убраться восвояси и отказаться от затеи вернуть деньги.

- У нас народ не привык читать документы, - говорит председатель Общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области Галина Козловская. -Если вам дают в магазине памятку и даже степлером прикрепляют ее к чеку, то магазин делает это не случайно. Надо насторожиться и внимательно почитать эту бумажку, особенно ту ее часть, где написано мелким-мелким шрифтом. Такими памятками магазины стараются себя обезопасить на случай, если покупатель вернется с претензиями. Этим грешат многие торговые предприятия, которые продают некачественную обувь. Если что, они давали бумагу, на которой написано, что эту обувь носить иначе как в руках нельзя: и пыли она боится, и влаги, в общем, всего боится. Недавно мы разбирали жалобу: мужчина купил осенние туфли и, когда потеплело, надел их. На улице у него в одну секунду промокли ноги. Магазин утверждает, что к ним не может быть никаких претензий, так как в памятке написано, что эти туфли не рекомендуется носить в сырую погоду и вообще это летняя обувь, даже несмотря на свою громоздкость. Выход здесь один - подавать в суд на магазин.

Чтобы отпуск не был испорчен, тоже надо внимательно читать документы и следить за правильностью их заполнения, дабы потом, в случае чего, турфирма не переводила стрелки.

- У нас был случай, - рассказывает Галина Козловская. - Пожилая женщина отправилась по путевке отдыхать. В документах было указано, что расстояние до моря 100 метров. Там действительно было 100 метров, но вниз по отвесной скале. И чтобы добраться туда, надо было спускаться по крутым ступенькам. Один раз она все-таки спустилась, чтобы было не так обидно, ведь приехала она именно к морю, а все остальное время просто его созерцала со стометровой высоты и дышала морским воздухом. После того как женщина вернулась, она подала в суд на турфирму и выиграла.

Если есть доказательства предоставления некачественной услуги, то выиграть дело несложно. Что бы ни произошло во время отдыха, нужно письменно обратиться к встречающей стороне, получить ее подпись или позвонить в фирму, которая вас послала отдыхать, и зафиксировать свой разговор. Кроме того, сейчас никто без фотоаппарата или видеокамеры отдыхать не ездит, и можно запечатлеть то, что не устраивает, - отель, номер, пляж.

- Перед тем как отправиться в путешествие, - продолжает Галина Козловская, - еще в турфирме надо обратить внимание на саму путевку и посмотреть каталог, чтобы совпадало название отеля или курорта. Желательно, чтобы в сопроводительных документах было указано полное описание отеля, маршрута, расстояние до моря. Последнее больше всего огорчает. В документах может быть указано, что до пляжа 50 метров, а потом выясняется, что до него добираться два часа автобусом. Все эти несоответствия могут стать предметом разбирательства.

Любите свои права

Сколько у нас магазинов и фирм, которые нарушают права потребителей, сказать невозможно. И сколько людей, пострадавших от этих нарушений, тоже не сосчитать.

- Из ста человек обращаются только единицы, - говорит Галина Козловская. - У многих на это нет времени, а некоторые считают, что затраты на те же консультации с юристами обойдутся им намного дороже, чем сумма, которую они могут получить. Поэтому точной статистики нет.

Еще одна причина - незнание своих прав. Например, в Законе "О защите прав потребителей" сказано: "Полная информация о товаре должна быть предоставлена при выборе товара потребителем". То есть когда покупатель что-то выбирает или примеряет, продавец обязан рассказать об этом товаре все, от и до. Это делается не всегда и не везде. А между тем такое на первый взгляд незначительное нарушение может стать поводом для жалобы и дальнейшего разбирательства. Кстати, на Западе отсутствие той или иной информации о товаре не раз приводило к тому, что фирмы-изготовители выплачивали кругленькие суммы, исчисляющиеся даже миллионами долларов. У нас же многие считают, что судебная тяжба из-за некачественного товара или услуги - бесполезная трата времени. Кроме того, бытует мнение, что Закон "О защите прав потребителей", как и многие законы в нашей стране, не работает.

- Закон работает, - говорит Галина Козловская. - Из всех рассматриваемых нами жалоб 98 процентов удается решить в досудебном порядке. А из тех, которые доходят до суда, почти все решаются в пользу потребителя. Мнение, что иски рассматриваются годами, не соответствует действительности. Сейчас эти споры решают мировые судьи, и времени это занимает немного. Что касается сумм, то пределов запросам нет, хотя многомиллионными исками мы похвастаться не можем. В таких случаях некоторые фирмы могут самоликвидироваться, это намного проще, чем платить огромные деньги.

Определить качество товара на глазок бывает очень сложно. К тому же у нас сейчас нет понятия сортности. Первого сорта, в том старом понятии, сегодня на прилавках очень мало. К тому же нередко высокая цена не означает высокое качество. Можно купить хорошую, добротную и недорогую вещь на рынке, а в дорогом магазине, что называется, "попасть".

- Покупая вещь на рынке, риск, конечно, увеличивается, -говорит Галина Козловская. -Есть вещевые рынки, на которые очень много жалоб, и там никогда правды не добьешься. А есть благопристойные торговые центры, которые дорожат своей репутацией. Я не могу сказать, что нарушения есть повсеместно, но их много.

Чтобы не оказаться в роли пострадавшего потребителя, надо знать элементарные правила: товар проверять в магазине; убедиться в наличии инструкции и паспорта на русском языке (если это техника), штампа и подписи продавца. И главное, хранить кассовый чек. В течение двух лет человек вправе обратиться к продавцу или изготовителю, если обнаружится дефект. Это правило распространяется на некоторые категорий товаров, и на обувь в том числе.

Ну а если вам все-таки не повезло, то надо идти с заявлением в магазин, посоветоваться с юристом или обратиться в Общество защиты прав потребителей. Кстати, в обществе работают телефоны горячей линии: 271-10-96 и 576-66-62.

Из истории прав потребителей

В средние века в странах Европы продавец разбавленного или прокисшего молока в наказание должен был его выпить, а во Франции в XVI веке покупатели протухших яиц имели право закидать ими того, кто эти яйца продавал. Во многих странах существовали специальные должности "инспекторов рынка". Кстати, в Древнем Китае такую должность одно время занимал великий философ Конфуций.

Запомни!

Потребитель имеет право...

В 1962 году президент страны "всеобщего потребления" Джон Кеннеди провозгласил первые четыре права для своих граждан: на выбор, на безопасность, на информацию и на право быть выслушанным. Воодушевленные поддержкой государства потребители позднее отвоевали себе еще несколько важных прав: на потребительское образование, на удовлетворение базовых потребностей, на возмещение ущерба и на качество. С тех пор вот уже 40 лет в международных документах стали декларироваться провозглашенные американским президентом основные потребительские права.

Каждый человек имеет право:

- на удовлетворение основных потребностей; - на безопасность товаров и услуг; - на информацию о товарах и услугах; - на выбор товаров и услуг; - на защиту потребительских интересов; - на возмещение ущерба; - на здоровую окружающую среду.

Помните: ваше право всегда порождает чью-то обязанность.

В 1985 году Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию "Руководящие принципы для защиты интересов потребителей", которую подписало и правительство СССР. В 1992 году слово "потребитель" в нашей стране перестало быть ругательным, о правах потребителя заговорило государство - был принят Закон "О защите прав потребителей". Во время голосования в Верховном Совете один из депутатов сказал: "Этот закон - мечта, но он никогда не будет действовать". Кажется, он ошибся...

Подготовила Лиана РАСТЕГИНА

"Генплан - крест на развитии..."  »
Юридические статьи »
Читайте также