Морской фасад Петербурга: дом-окно вместо серого забора

Сразу после Нового года депутаты Госдумы преподнесли петербургскому туристическому бизнесу малоприятный сюрприз, решив отменить безвизовый 72-часовой режим для пассажиров круизных судов, прибывающих в наш город. Именно благодаря этому безвизовому режиму крупнейшие балтийские судоходные компании открыли паромные линии с Петербургом, город получил мощный приток туристов, а на Васильевском острове началась подготовка к строительству нового пассажирского порта. Александр Богун, директор компании "Морской фасад Санкт-Петербурга", которая будет строить порт, рассказал "Городу" о том, что значат эти 72 часа для экономики Петербурга.

-- Как изменилось количество морских туристов, посещающих Петербург, после введения безвизового 72-часового режима?

-- В прошлом году наш город посетили 350 тысяч морских туристов, из них 124 тысячи -- на линейных кораблях, то есть судах, которые ходят регулярно по расписанию, в отличие от круизных. Так вот, возможность установить линейное сообщение с другими балтийскими портами появилась именно после введения этого режима. Именно после этого на наш рынок пришли такие перевозчики, как Tallink и Siljaline. В целом же по сравнению с 2003 годом, когда этот безвизовый режим был только введен, рост морских пассажирских перевозок составил 70%.

-- А сколько на этом заработал город?

-- Даже при существующих сейчас ограничениях, когда турист, приезжающий по безвизовому режиму, должен находится в группе, не может индивидуально ходить по городу, объем морских туристов постоянно растет. А морские туристы -- это очень богатые люди, в отличие от тех, кто приезжает сюда на поезде или на автобусе. Только по минимальным оценкам один морской турист оставляет в городе 100 -- 150 долларов в день. Конечно, не все они попадают в бюджет, но все эти деньги зарабатывают петербуржцы. Если режим отменить, то туристу из Хельсинки, который платит 25 евро за билет на паром туда и обратно, придется еще столько же заплатить за российскую визу. Да еще в очереди простоять. Конечно, он предпочтет Таллин. А ведь на Балтике очень развито линейное судоходство и ежегодно перевозится около 20 миллионов пассажиров.

-- Вам в таких условиях вообще не страшно бизнесом заниматься -- вот построите вы порт, а МИД с депутатами опять что-нибудь придумают?

-- Я оптимист и уверен, что здравый смысл российского народа возобладает. А то, что пытается сделать сейчас через Думу МИД, введя "принцип взаимности", -- полная бессмыслица. Если россиян не пускают на трое суток без визы в США, так и мы американцев пускать не будем. Только наши туристы в Америку на пароходах не плавают, а вот Петербург ежегодно принимает и обслуживает около 100 000 американских туристов, которые приходят морем.

-- Какова сумма инвестиций в строительство порта?

-- Пока сложно говорить о стоимости всего проекта. Можно назвать стоимость строительства подходного канала, гидротехнических сооружений и базовой инфраструктуры. Здесь речь идет о 200 миллионов долларов. Но основным объектом в порту будет комплекс зданий морского вокзала. По нему решение пока не принято, но оно может стоить даже больше, чем все остальное, так как вокзал будет представлять собой целый комплекс, в котором разместятся бизнес-центры, гостиницы, магазины и рестораны, ориентированные не только на туристов, но и на горожан.

-- А каковы параметры самого порта?

-- Планируется строительство семи причалов длиной до трехсот метров, то есть общая длина причальной стенки -- до 2000 метров. Это достаточно крупный порт. Конечно, с нашим торговым портом, где 40 причалов, его сравнивать сложно, но в сравнении с портами Мурманска или Архангельска он выигрывает. Кроме того, наш порт будет гораздо больше, чем существующий пассажирский терминал в Гавани.

-- Его будут строить на намывных территориях?

-- Да, на намывных территориях к югу от устья Смоленки, то есть в сторону гостиницы "Прибалтийская". Общая площадь, которую мы собираемся намывать, составляет порядка 100 гектаров.

-- Разрешения на строительство уже получены?

-- С городской администрацией все вопросы решены, она поддерживает этот проект. Сейчас должно быть решение на уровне министерств природных ресурсов и экономики, а также постановление федерального правительства, которое сейчас готовится и будет принято со дня на день. На основании этого постановления будет вестись вся дальнейшая работа.

-- Вы уже провели конкурс на строительство здания вокзала?

-- Да, в декабре. Заказчиком конкурса выступали мы, а организатором -- КГА, в нем участвовали пять архитектурных мастерских, из них три городские и две московские. Очень важно было выбрать достойный проект, потому что речь идет не только о здании морского вокзала -- речь идет о лице Васильевского острова, о морском фасаде Петербурга в прямом смысле слова. То, чем город смотрит на море сейчас, -- это не фасад, это просто серый забор. Победила московская архитектурная мастерская "Резерв" и ее главный архитектор Владимир Плоткин с идеей дома-окна. Плоткин входит в десятку лучших архитекторов мира по версии журнала "Форбс" и имеет два "Золотых сечения" -- это одна из высших наград в области архитектуры. Но, хотя конкурс завершен, окончательное решение по конфигурации здания вокзала еще будет дорабатываться.

-- Летом очень активно обсуждался вопрос о федеральных инвестициях...

-- Федеральные инвестиции на морскую инфраструктуру уже заложены в бюджет. Первый транш -- 600 миллионов рублей на строительство подходного канала, это примерно четверть от того, что надо для его постройки. Это вполне понятно, потому что строительство систем навигационного обеспечения -- государственная прерогатива. Вся береговая часть будет построена на деньги инвесторов.

-- Кто будет выступать инвесторами?

-- Инвесторами по проектированию выступает наша компания. На проектно-изыскательские работы мы потратили около полутора миллионов долларов.

-- А по строительству?

-- Ведутся переговоры. Инвесторы могут быть различными, интерес проявляют крупнейшие круизные и гостиничные компании -- мы провели переговоры с одним из мировых гостиничных операторов, и он высказал желание участвовать.

-- Сроки строительства?

-- Первая очередь будет запущена в 2007 году -- это три причала и начало эксплуатации. Вторая очередь, я надеюсь, уже со зданием морского вокзала, должна быть запущена в 2008 году.

-- Вы сможете принимать любые корабли?

-- Мы сможем обслуживать практически все существующие в мире морские пассажирские суда.

-- Постоянно идут разговоры о строительстве других портов -- например, в Кронштадте. Это ваши конкуренты?

-- В Кронштадте речь шла о создании альтернативного торгового порта, о пассажирском были только разговоры. В последнее время рассматривались варианты строительства пассажирского порта в Кронштадте, Ломоносове, Петродворце, на Канонерском острове и на острове Кривая дамба в акватории порта. Но наш вариант оказался наиболее жизнеспособным. Можно, конечно, построить и в Кронштадте, но туристы хотят быть как можно ближе к центру города.

-- А как вы будете делить приходящие корабли с уже существующими портами?

-- Мы не конкуренты Морского вокзала в Гавани, потому что он и так загружен. Сейчас большинство пассажирских судов обслуживаются в морском порту, что, в общем, неправильно. Мы заберем эти суда, и Морской порт нам только спасибо скажет. Но вообще-то причалов действительно не хватает. Морская администрация, составляющая ежегодный график захода судов в наш порт, вынуждена отказывать многим пассажирским кораблям именно из-за отсутствия места у причальных стенок.

Николай Авдеев

Приплыли? Госдума приговорила к смерти за "измену родине" круизный туризм в Петербурге  »
Юридические статьи »
Читайте также