Эльдорадо Маркизовой лужи

Петербургские чиновники и коммерсанты договорились по-своему переделать морской фасад города.

"Все флаги в гости будут к нам!" - если верить Пушкину, воскликнул Петр, стоя на берегу Невы и устремляя свой взор в сторону Балтики. Сегодня, 300 лет спустя, проблема приема туристов с моря стоит перед Петербургом едва ли не более остро, чем в разгар Северной войны.

Ныне "морская столица России" встречает шикарные океанские лайнеры, стыдно сказать, в грузовом порту, где ни о каких "международных стандартах" и "формировании у туристов надлежащего эстетического восприятия облика города" не может быть и речи.

И в апреле губернатор Валентина Матвиенко объявила о намерении исправить положение, одобрив "амбициозный проект" - строительство мощного морского пассажирского терминала.

Место, выбранное для столь серьезной цели, было названо сразу - западный берег Васильевского острова, который должен полностью изменить свой архитектурный облик.

Отметим "странность", вполне типичную для любых инвестиционных начинаний Смольного: других проектов на ту же тему правительством не рассматривалось. Единственный обсуждаемый вариант был предложен неизвестной доселе организацией ООО "Морской фасад Санкт-Петербурга", не пожелавшей даже представить своих учредителей, которые названы "различными игроками туристского и портового бизнеса". И тем не менее, будущее Васильевского острова и морского фасада города было решено в одночасье: "Мы долго все согласовываем, топчемся на месте! В Москве все делается быстро, - ободрила сомневающихся деятельная Валентина Ивановна. - Я думаю, три-четыре года достаточно для такого строительства", - определила она тут же "на глазок" и пообещала в ближайшее время вытребовать у федерального бюджета недостающее финансирование.

В общем, "рассмотрение" возможного варианта решения, скорее, выглядело официальной презентацией давно кулуарно согласованного проекта. Первые работы на Васильевском острове должны начаться будущей весной.

Голливудский проект

Новый Морской пассажирский терминал принесет Петербургу "поступления в бюджет более $ 25 млн. ежегодно, порядка 5 тысяч новых высокооплачиваемых рабочих мест, развитие прилегающих территорий и транспортной сети" - гласит красочный буклет, выпущенный ООО "Морской фасад Санкт-Петербурга". На всю эту красотищу (что на буклете), по предварительным оценкам, потребуются 6,5 млрд. рублей, 2,7 из которых обещает вроде бы федеральное правительство, остальное - новоявленная фирма-застройщик. В случае же, если у последней в разгар строительства по каким-то причинам вдруг закончатся средства или если результат в итоге не будет соответствовать радужным расчетам, городу, очевидно, придется призывать к ответу "различных игроков туристского и портового бизнеса", которым Смольный сегодня доверяет все грандиозное предприятие.

Сам предпринимательско-чиновничий замысел настолько масштабен, что его довольно трудно представить в целом. Вдоль побережья Васильевского острова планируется воздвигнуть новый намывной остров площадью 50 га, на котором вместе с огромным сверкающим зданием терминала должна вырасти целая туристическая инфраструктура с гостиницами, супермаркетами, ночными клубами и т.д. Здесь же каким-то чудом должен пройти и западный скоростной диаметр кольцевой автодороги.

Последнее уже сейчас вызывает скептические отзывы. "Мне непонятно, каким образом "строительство пассажирского терминала ускорит реализацию проекта ЗСД", как обещают его разработчики. Они, наверное, думают, что в результате строительства терминала увеличится нагрузка на мосты, и городские власти вынуждены будут строить мост и дорогу. Но нельзя, принуждая власть к такого рода действию, причинять неудобство гражданам", - протестует депутат ЗакСа Алексей Ковалев.

Так или иначе, пока петербуржцы получили лишь массу "голливудских" обещаний (особенно тревожных, если вспомнить печальную судьбу схожего проекта РАО ВСМ, окончившегося появлением "вечной ямы" на Лиговском проспекте) и множество вполне реальных проблем на самое ближайшее время. Ведь нагрузка на действующие мосты и дороги возрастет на первом же этапе строительства при перевозке на остров стройматериалов. Чтобы уложиться в назначенные губернатором 3-4 года, строители должны работать сутки напролет, не тратя драгоценное время на различные экологические и социологические проверки последствий ускоренных работ. Впрочем, правительство, очевидно, решило, что город и горожане ко всему этому давно готовы.

De facto

Как утверждают разработчики, "первоначально проект был создан еще в 1965 году, однако по ряду причин не был реализован". Загадочные "причины", вставшие некогда на пути строительства чудо-терминала, не называются, а потому неизвестно, актуальны ли эти прежние противопоказания сегодня. Зато точно известно, что до настоящего момента терминал-призрак не фигурировал ни в старом, ни в новом Генеральном плане развития Санкт-Петербурга. Главным документальным подтверждением его проектного существования является постановление правительства "О разработке концепции строительства морского пассажирского терминала в западной части Васильевского острова", формально утвержденное только 1 июля этого года.

Согласно же Генеральному плану 1985 года, западный берег Васильевского острова предполагалось благоустроить и превратить в рекреационную зону с пляжем и зелеными аллеями, давно необходимую петербуржцам. От рекреационно-пляжных планов, правда, не отказываются и инвесторы-строители Морского терминала, о чем объявил на общественных слушаниях по данной теме (состоявшихся "для галочки" уже после всех административных согласований) гендиректор ООО "Морской фасад Санкт-Петербурга" Александр Богун.

Тем не менее, серьезные сомнения и вопросы, которые не смогли разрешить рекламные заявления предпринимателей, у горожан остались. К примеру, какой пляж может быть вблизи крупного порта? Такого нет нигде в Европе - прежде всего, из экологических соображений.

Но главной претензией горожан, без сомнения, является то, что узкий чиновно-предпринимательский круг кулуарно решил за всех жителей Северной столицы важнейший вопрос общегородского масштаба (каким должен быть морской фасад Петербурга), поставив тем самым горожан уже перед фактом заключенной на часть города коммерческой сделки.

Александр Викторов, председатель Комитета по градостроительству и архитектуре

- Чтобы понять, почему терминал создается именно здесь, нужно посмотреть, куда приходят пассажирские корабли в Европе. В Хельсинки, к примеру, прямо к президентскому дворцу в центре города.

Строительство терминала - это привлечение туристических потоков в город, вопрос престижа. А то, что мы сейчас рассматриваем вариант расположения пассажирского порта на Васильевском острове, связано со многими причинами: особенностями грунтов, глубинами и т.д. Сейчас мы организовали архитектурный конкурс по расположению этого терминала на Васильевском острове.

Алексей Ковалев, депутат ЗакСа

- Против этого терминала категорически выступают многие жители Васильевского острова. В том самом месте, к северу от гостиницы "Прибалтийская", по генплану 1985 года, планировалось создание рекреационной зоны, и, несмотря на то, что она до сих пор не создана, сегодня горожане используют берег в качестве зоны отдыха. Поэтому я категорически против строительства здесь терминала.

Кроме того, трудно представить, как такое грандиозное строительство может быть реализовано всего за 3-4 года? Это неосуществимо при соблюдении всех норм инженерной безопасности и возможно только в обход этих норм.

Терминал, конечно, нужен, но его строительство должно происходить с учетом интересов и мнений жителей. Должны быть рассмотрены разные проекты, проведены широкие общественные обсуждения. И только тогда может быть принято правильное, обоснованное решение.

Михаил Амосов, председатель Комиссии по городскому хозяйству ЗакСа

- В той концепции нового Генплана, которая нам представлена на сегодня, эта тема не отражена вообще. Это, безусловно, недостаток концепции. Одна из рекомендаций нашей комиссии правительству будет касаться необходимости включения данной позиции в будущий Генплан города. Вопрос терминала нужно закрепить на уровне закона, провести нормальные слушания в ЗакСе. Сделать это на основании старого Генплана нельзя, потому что он уже не является строгим правовым документом, что и позволило правительству вольно обращаться с такого рода темами.

У меня есть сомнения в эффективности проекта строительства терминала на Васильевском острове. Но строительство терминала в Красносельском районе, которое предлагают некоторые эксперты, еще проблематичнее - там очень маленькие глубины.

Во всяком случае, это предмет дискуссий. Не думаю, что здесь все завершено.

Юрий Шутый, член Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры

- Нет сомнения, что Петербургу надо решить проблему приема большого числа западных туристов, приплывающих на огромных лайнерах. Однако морской пассажирский вокзал может быть построен и на южном берегу Финского залива восточнее Стрельны, и на северном берегу залива в районе Лахты и Ольгино, и, наконец, в западной части о. Котлин, где можно построить не только большой морской вокзал, но и целый город - больше Кронштадта.

Западный же берег Васильевского острова надо благоустроить и превратить в популярную зону отдыха горожан: вдоль берега сделать широкий прогулочный бульвар, построить гранитную набережную, а за ней - песчаный пляж. Вдоль Морской набережной разбить парк с аллеями и скамейками. Вот что нужно жителям района и города!

Екатерина Семыкина

Туристов обяжут страховаться  »
Юридические статьи »
Читайте также