Речной фасад похож на задворки

Красоты петербургских набережных воспевают путеводители и рекламируют зазывалы прогулочных катеров. Правда, многочисленным лодкам, а теперь еще и гондолам, следует внимательно выбирать маршрут. Прогулка вдоль парадных набережных центра города может внезапно обернуться путешествием по прибрежным помойкам. За примерами далеко плавать не надо.

Набережная Европы

На это гордое название претендует берег Петроградской стороны между Биржевым и Тучковым мостами. Пока же здесь расположены полуразвалившиеся корпуса научного центра "Прикладная химия", предприятия, созданного в советское время для нужд оборонки.

Этот кусочек набережной, в двух шагах от стрелки Васильевского острова и Петропавловки, городские власти пытаются обустроить без малого сто лет. В начале прошлого века существовали проекты строительства на этом месте стадиона, комплекса городских бань и обустройства парка. Не сложилось. А потом стране потребовалось ракетное топливо. Сегодня здания, принадлежащие ГИПХу, зияют пустыми оконными глазницами, территория завалена хламом и мусором, а почва заражена химикатами.

Существующий ныне проект реконструкции предусматривает строительство здесь элитного жилья, модных магазинов и шикарных офисов. "Жемчужиной" элитного квартала должен стать Дворец танца - давняя мечта Бориса Эйфмана - с репетиционными залами и несколькими сценами для классического и современного балета.

Правда, хотя работа над проектом "Набережной Европы" идет уже несколько лет, существует он только на бумаге. Реального инвестора нет, и единственный способ скрыть от взоров петербуржцев и гостей города царящую здесь разруху, какой видится городским чиновникам, - установка маскировочной сетки. Если затянуть ею полуразвалившиеся здания, то никто ничего и не заметит. Методика эта грозит прочно прижиться на брегах Невы. Здание филологического факультета на Университетской набережной уже больше года стоит с нарисованным на картоне фасадом.

Мусорная набережная

Городские набережные обременены не только тяжелым наследием прошлого, но и бардаком сегодняшним. Недавно выяснилось, что прибрежная полоса Финского залива от Шкиперского протока до Смоленской набережной загрязнена токсичным веществом бензопиреном. Как-то так получилось, что для благоустройства этой территории сюда свозили... строительные отходы!

Строительными отходами укрепляют и другие набережные, например берег Каменного острова напротив Лопухинского садика. "Это прямое нарушение природоохранного законодательства, - говорит начальник отдела государственного водного контроля Департамента государственного контроля Минприроды по Северо-Западному округу Николай Гусев. - Сейчас мы проводим проверку еще более вопиющего случая. Остров Бычий рядом с Гребным каналом за счет мусора удлинился метров на 100. Сюда приезжало ежедневно по 50-60 мусоровозов, сваливали отходы в Среднюю Невку, а сверху присыпали песочком, благо рядом база "Спецтранса".

Только по предварительным подсчетам экологов ущерб природе оценивается в десяток миллионов рублей. Об эстетике такой набережной и говорить не приходится.

Нищета дельты

Не блещут ухоженностью и другие берега Невской дельты. Полуразвалившиеся причалы, обшарпанные производственные корпуса судоремонтных заводов, деревья, растущие на крышах зданий, уродливые гаражи и кучи плавающего вдоль берега мусора... Есть на что полюбоваться туристам.

Сказать, что городская и районная администрации ничего об этом не знают, нельзя. Городской штаб благоустройства регулярно объезжает прибрежные территории. Предприятиям-нарушителям, арендующим берега, выписывают штрафы. Шерстят предприятия и контролирующие природоохранные организации. Но большинство владельцев поет одну и ту же песню - на благоустройство нет денег. Иногда это действительно так. Например, Стадион имени Кирова еле сводит концы с концами, да и его будущее покрыто туманом неизвестности. Соответственно, и берег Крестовского острова рядом с ним похож на свалку. С другой стороны, территория вокруг речного яхт-клуба выглядит не лучше, несмотря на то что у его причала швартуются шикарные яхты. Швартуются явно небесплатно.

Чтобы привести речной фасад города в приемлемый вид, необходимы огромные средства, говорят чиновники. Надо искать крупных инвесторов. Но в ожидании инвестора проходят годы. А пока берега Невы укрепляют мусором и закрывают маскировочной сеткой.

Петербург, который называют еще Северной Венецией, до недавнего времени спокойно обходился без гондол. Лишь пару недель назад появились на Неве остроносые венецианские лодки.

Первыми нововведение оценили иностранные туристы. В отличие от наших граждан, многие из них знают, что на венецианских лодках можно кататься. Наша же публика пока не слишком в это верит и не торопится опробовать венецианскую забаву, и напрасно. Сделаны питерские гондолы по образу и подобию венецианских. Гондольеры наши гребут ничуть не хуже иностранных коллег, вот только петь баркаролы пока не научились. Музыка звучит из магнитофонов, которыми оборудована каждая лодка.

- Пока по Неве ходят всего три наших гондолы, - рассказывает организатор гондольных прогулок Александр Смирнов, - еще три лодки будут спущены на воду в ближайшее время. А в будущем году гондолы появятся и в Петергофе. Кстати, в свое время именно там на Ольгиных прудах уже плавали остроносые венецианские лодки. Иван Жуков

Михаил Северов

Всегда найдется место для комплекса  »
Юридические статьи »
Читайте также