Грузите интуристов бочками!

Смольный разработал очередной стратегический план развития. Теперь надежды чиновников увеличить городской бюджет вдвое связаны не только с концептуальной экономией за счет горожан, но и с радикальным подъемом в области туризма.

Обеспечить заявленный прорыв должно устранение главного препятствия на пути к туристическому процветанию Северной Пальмиры. По мнению городского правительства, этой проблемой №1 является отсутствие свободных мест в гостиницах. "Туристов, желающих приехать в Петербург, много, но вот селить их негде", - хором твердят чиновники.

Комитет по инвестициям и стратегическим проектам разработал целую концепцию развития гостиничного бизнеса в городе. Идея "метафизического удвоения" и здесь нашла свое отражение: к 2010 году, наряду с ВРП и бюджетом, правительство решило удвоить и количество гостиничных мест (с 7 до 14 на 1000 жителей), достигнув, таким образом, среднеевропейского уровня.

Чтобы прийти к этой цели, председатель инвестиционного комитета Максим Соколов представил список из полутора сотен новых мест для будущих гостиниц. В этот перечень, в основном, угодили территории с уже имеющимися на них постройками, приносящими городу, по мнению чиновников, значительно меньшую пользу, чем гипотетические будущие отели. Губернатор Валентина Матвиенко поспешила обратиться к комитету с просьбой дать инвесторам еще большую свободу выбора, и в ближайшем будущем список будет существенно увеличен. Окончательный вариант комитет представит через месяц.

Но все это, так сказать, технические детали. Политэкономическая суть - в другом: будет ли этот весьма условный список реально востребован инвесторами? В инвестиционном комитете строить прогнозы на сей счет, увы, не берутся. Вице-губернатор по вопросам экономического развития СПб Михаил Осеевский также весьма туманно определил конкретные ориентиры правительства в развитии туристической сферы: "Я сторонник той идеи, что рынок сам расставит свои приоритеты и найдет оптимальные решения. Инвестор разберется, какие из этих потенциальных адресов будут для него наиболее привлекательны. Наша задача - предложить оптимальные условия для развития бизнеса, при этом соблюдая все законы и правила игры".

Позиция очень либеральная и, стало быть, похвальная. Но зачем тогда вести речь о непременном удвоении показателей к 2010 году? Чтобы не так скучно было наблюдать за тем, как рынок сам расставляет все по своим местам? Или просто "по привычке", унаследованной из "золотых 70-х"?

Впрочем, нельзя сказать, что в администрации вообще ничего не просчитывали. Например, в комитете по инвестициям и стратегическим проектам скалькулировали, что сегодня в Петербурге примерно 15 000 гостиничных номеров, при этом, в среднем, на одну гостиницу приходится около 100 номеров, поэтому, чтобы к 2010 году удвоить количество номеров (и, соответственно, гостиничных мест), необходимо построить еще, как минимум, 150 гостиниц. Правда, опять вопрос: где гарантия, что поток туристов к этому году, вслед за ВВП, именно удвоится, а не удесятерится или, скажем, уполовинится?

Кроме того, сами же специалисты комитета подтвердили тот факт, что при своих расчетах они учитывали лишь зарегистрированные отели. К примеру, в 2003 году, по данным комитета по инвестициям, в городе были открыты лишь 5 новых гостиниц. Но в реальности, по словам экспертов, ссылающихся на данные другого городского комитета (по туризму), их, по факту, появилось более 50.

Поэтому можно предположить, что гостиничных мест у нас в городе на 1000 жителей уже сегодня, может быть, гораздо больше, чем 7. А значит, и гостиниц городу необходимо будет к 2010 году (даже если туристы и потекут в наш город "строго по плану", то есть вдвое интенсивнее, чем сейчас) не 150, а гораздо меньше...

Представители турфирм, организующие поездки интуристов в Петербург, утверждают, что летом мест в гостиницах действительно не хватает и особенно важно было бы для города построить современные трех- и четырехзвездочные гостиницы в центре. Вице-губернатор Осеевский уже предложил выделить 2-3 места для строительства именно таких отелей: "В городе нет ни одной нормальной современной 4-звездочной гостиницы. Хотя сегодня для туриста - это самый оптимальный вариант соотношения цены и качества. Пока все, что мы предлагаем инвесторам, - это старые здания, которые надо переделывать под гостиницы. Однако в таких помещениях очень сложно создать современную инфраструктуру (разместить фитнес-центр, бассейн, подземную автостоянку). Нам нужно несколько больших гостиниц номеров по 500".

Все это верно, но опять вопрос: либо рынок "сам все расставляет", либо администрация активно вторгается в хозяйственное пространство со своими пожеланиями. Если второе - то как именно будет стимулироваться гостиничный бизнес? Если первое - то при чем здесь конкретные бизнес-рекомендации от г-на Осеевского?

Однако отсутствие гостиниц - далеко не единственный и, по сути, не главный камень преткновения, лежащий на пути туристического развития города. По мнению специалистов турбизнеса и социологов, Петербург сегодня является "городом однократного посещения", причем, в основном, туристами преклонных лет.

Причин тому несколько. Во-первых, в Петербурге пребывать недостаточно комфортно - в нем нет такой же полноценной сферы услуг, как в большинстве мировых туристических столиц. Основная причина - глобальная придавленность мелкого и среднего бизнеса административной пятой. Во-вторых, гулять даже по центру Северной столицы стало для интуриста небезопасным удовольствием. В-третьих, у Петербурга плохой международный пиар.

По словам председателя парламентской комиссии по вопросам молодежи, спорта и туризма Олега Нилова, "на финансирование продвижения города в бюджете заложена отдельная строка всего в несколько миллионов рублей, бюджет комитета по туризму сегодня около 15 миллионов. Этого очень мало, да и эти деньги, в основном, идут на содержание аппарата чиновников комитета".

Но даже если завтра на международный пиар будет выделено вдесятеро больше, где гарантия, что в условиях непрозрачной для общества работы Смольного деньги, выделенные на "консалтинг" и "промоушн", не будут попросту распределены по внутренним чиновничьим карманам?

Таким образом, сегодня мы можем констатировать лишь то, что городская власть вроде бы признала туризм как одно из магистральных направлений развития экономики Петербурга. Что ж. И на том спасибо. Но вот "осознают" ли это бизнесмены и, самое главное, туристы - пока неясно.

Оксана Попова

Промышленность будут переселять Более 200 предприятий планируется убрать из исторического центра Петербурга.  »
Юридические статьи »
Читайте также