"Мы не сторонники дефицитного бюджета".

Интервью: Михаил Осеевский, вице-губернатор Санкт-Петербурга

- В новое правительство Петербурга наряду с профессиональными чиновниками вошли и представители бизнеса, поддержавшего предвыборную кампанию Валентины Матвиенко. Бывший топ-менеджер Промстройбанка (ПСБ) Михаил Осеевский назначен вице-губернатором, в сфере ответственности которого экономическое развитие, налоговая, финансовая и промышленная политика. Новый губернатор вскоре после избрания объявила, что достойный Петербурга бюджет не 80 млрд руб. , как это запланировано на 2004 г. , а 170 млрд руб. Осеевский рассчитывает, что опыт работы в банке поможет ему вести переговоры с инвесторами, без которых доходы бюджета не увеличить.

- Как вам кажется, можно ли увеличить бюджетные доходы вдвое и за счет чего?

- Мы сейчас работаем над этой проблемой. Понятно, что столь существенное увеличение доходов бюджета возможно только в случае существенного повышения производительности труда в промышленности и реальном секторе, создания рабочих мест. Только за счет неналоговых доходов ее не решить.

Задача состоит из двух частей: увеличивать производительность труда и объем производства на тех предприятиях, которые уже есть, и создавать новые. В этом направлении у нас возможностей больше, и мы будем вести целевую работу по привлечению инвестиций.

Задача удвоения бюджета распадается на кучу других - законы, земля, подготовка людей.

- В каких временных рамках решаемы эти задачи?

- Как говорят опытные чиновники, плоды можно пожинать после того, как закончится срок. (Смеется. ) Задачи очень сложные, и мы не фокусники, чтобы в течение года совершить революцию.

- Что вам нравится, а что не нравится в бюджете, который на прошлой неделе приняло Законодательное собрание?

- Не бывает финансистов, удовлетворенных бюджетом. Что в бюджете хорошо - мы очень серьезно повышаем зарплату огромному количеству людей, работающих в бюджетных организациях. Что мне не нравится в бюджете - это наши капитальные расходы, которые должны быть более осмысленными. Сейчас они не носят системного характера и представляют собой какие-то эклектичные куски. Есть несколько важных проектов, например метро, а все остальные капитальные расходы в значительной степени размазаны.

В городе есть колоссальная проблема: необходимо модернизировать и развивать инфраструктуру. Предложения нашего блока, с которыми, надеюсь, согласятся и другие члены правительства, - усилить бюджет на 2005 г. в части развития инфраструктуры. Без нее городская экономика развиваться не сможет.

- В бюджете этого года есть специальный фонд развития инфраструктуры, который финансируется за счет заимствований. Вам такая форма кажется приемлемой?

- Да, фонд правильный по своей форме. Другое дело, какие источники в нем заложены. Хотя это и заемные средства, все равно источником является бюджет.

Задача следующих лет - сделать этот фонд соответствующим своему названию как по расходам, так и по доходам. Если мы вкладываем деньги в развитие каких-то территорий, которые потом передаем инвестору, то, естественно, будем делать это на платной основе, и средства будут возвращаться в этот фонд, причем в объеме, покрывающем инфляцию и наши расходы. И на такой револьверной основе нарастающим объемом они будут использоваться на эти цели.

Практику целевого направления средств мы введем уже в ближайшее время. На прошлой неделе правительство приняло решение о том, что средства, которые платят инвесторы по объектам, полученным на ИТК, будут в полном объеме зачисляться в бюджет в денежной форме и целевым образом поступать в фонд развития инфраструктуры.

- Как будут распределяться участки под застройку, здания под реконструкцию, другие объекты? Что будет с ИТК, которая занималась этим раньше?

- Не очень важно, как будет называться следующий орган, который будет принимать решения. Город заинтересован в привлечении разных инвесторов - и черненьких, и беленьких, и российских, и зарубежных. Наши взаимоотношения будут со всеми одинаковы. Знаю, как принимались решения в прежние годы, - они не всегда были равнозначны по отношению ко всем участникам рынка. От этого мы будем уходить.

По большинству решений должен быть конкурсный подход. Это в первую очередь касается участков, которые будут передаваться под строительство жилья, торговых центров, АЗС. В отношении промышленных инвесторов мы тоже будем стараться использовать рыночные принципы. Мы ведь сдаем землю в аренду и хотим получать доходы, средства для развития инфраструктуры. Но привлечение инвесторов, особенно крупных, - это работа штучная. Топ-менеджеры города - губернатор и вице-губернаторы - должны работать с ними, что называется face-to-face. По крупным инвестициям будут приниматься целевые решения, возможно, на уровне правительства. Но массовое распределение будет рыночным - аукцион, электронные торги.

- Насколько увеличатся доходы бюджета, если выставлять участки на аукционы?

- Как только мы проведем какое-то количество открытых торгов в разных зонах города, можно будет сказать, каким богатством обладает город и, соответственно, какая часть этих средств может поступить в бюджет. Естественно, мы рассчитываем, что в разы.

- Сейчас, кажется, неналоговые доходы бюджета не очень велики - порядка 8 млрд руб. ..

- Давайте разделим понятия. Через ИТК город не продавал землю, а сдавал в долгосрочную аренду. Продавалось другое имущество - недвижимость, доли в акционерных компаниях. По Бюджетному кодексу все поступления от продажи имущества идут на покрытие дефицита бюджета, поэтому если бюджет профицитный, то и необходимости в продаже по большому счету нет. И мы, видимо, будем придерживаться такой же тактики, т. е. от лишнего надо избавляться, но не любой ценой. Вообще, мы не сторонники дефицитного бюджета. Жить надо по средствам: заработал - потратил.

- Вы будете снижать дефицит или вообще хотите от него отказаться?

- Сам по себе дефицит не так уж страшен, если он идет на капитальные цели. Да, мы готовы привлекаться с рынка, чтобы создавать новые рабочие места. Но к долгу надо подходить очень аккуратно.

- Новые внешние заимствования будут?

- У города сейчас есть валютная позиция в несколько десятков миллионов долларов, и она, видимо, сохранится и в следующем году. Долг должен быть диверсифицирован. Мы не хотим ориентироваться целиком на российский рынок, потому что наши западные партнеры могут предлагать нам достаточно интересные условия, и мы не хотели бы их терять. Мы не обязательно будем привлекать наличные деньги. Возможно, будем выдавать гарантии под привлечения, которые будут осуществлять ГУПы в целях опять же развития инфраструктуры.

- Прежняя администрация крайне гордилась объемом привлеченных иностранных инвестиций - $1 млрд в год. Вам эта сумма кажется адекватной?

- Понятие инвестиций очень размыто, под него подпадают, например, многие долговые обязательства. Мы заинтересованы в первую очередь в капитальных инвестициях в основные средства, в акции. Цифра не страшная, но мне кажется, если говорить об основных средствах, то таких инвестиций не было.

- А реально ли привлечь такие суммы в основные средства? Какая у вас цель?

- Российская практика показывает, что $100 млн - это уже крупный проект, которых в России немного. Сказать, что мы каждый год будем реализовывать десять таких проектов, - задача очень серьезная. Она достижима, но для этого надо пройти какой-то путь. Я думаю, что на свой миллиард мы выйдем через несколько лет.

- О каких инвесторах может идти речь?

- Будем работать как с российскими крупными промышленными группами, так и с иностранными. Мы уже ведем переговоры с представителями бизнес-элиты, выясняем, у кого к чему есть интерес. Еще рано называть . Самое главное - создание комфорта, сознание того, что правительство готово решать ежедневные проблемы. Отношение к Петербургу после прихода нового губернатора меняется.

Петербург по-прежнему будет интересен тем, кто ориентируется на выпуск продукции последнего передела - т. е. легкая, пищевая промышленность, потребительские товары. Поскольку Петербург - большой рынок, а рядом еще Москва. И в силу того, что мы ближе к границе, у нас есть некоторые преимущества. Хотя преимущества наших коллег из Ленинградской области тоже немалые, в первую очередь - большие просторы.

- У области кроме свободных земель есть еще ощутимые налоговые льготы. ..

- Мы договорились с депутатами, что в ближайшее время начнем обсуждать поправки в закон "О налоговых льготах". Они должны коснуться налога на имущество и налога на прибыль, чтобы сделать Петербург привлекательным для инвесторов.

- Но тогда сократятся налоговые поступления.

- Для того чтобы что-то получить, вначале надо что-то отдать. Поскольку для вновь создающихся предприятий поступления в бюджет равны нулю, мы в общем-то ничего не теряем.

- Что из городской собственности вы собираетесь продавать?

- Это вопрос к моему коллеге, вице-губернатору Юрию Молчанову. В целом у нас достаточно либеральные взгляды, мы не считаем государство эффективным собственником, поэтому сейчас уже ведем работу над акционированием многих ГУПов с их последующей продажей в частные руки.

- А много ли осталось у города привлекательных предприятий?

- Их у нас некоторое количество. Хотя большинство, возможно, и не очень интересно. Есть магазины, столовые, чего там только нет. Под управлением администрации сейчас порядка 450 ГУПов. За исключением крупных монополистов, которых мы, конечно, не будем трогать, все остальное подлежит тщательному анализу.

- Вы долго и успешно работали в ПСБ. Почему согласились поменять банк на Смольный?

- Мужчина всю жизнь должен самоутверждаться. Я еще летом представить себе не мог, что окажусь чиновником. Другого интереса, кроме как попробовать себя в большом и сложном деле, у меня в общем-то нет.

- Но вам наверняка придется доказывать, что в своей новой должности вы не отстаиваете интересы банка.

- ПСБ в отличие от многих других российских групп в основном финансовая группа. Наши мажоритарные акционеры не являются собственниками сколько-нибудь серьезного нефинансового бизнеса в Петербурге, за исключением клуба "Зенит". Поэтому конфликт интересов с точки зрения перераспределения активов города в этом направлении невозможен. Взаимоотношения банка и бюджета имеют место только в обслуживании бюджетных счетов. Такое право было предоставлено федеральными законами, и на основании конкурса ПСБ наряду с двумя другими петербургскими банками ведет обслуживание этих счетов. Как человек, управлявший активами и пассивами банка, я могу сразу сказать, что обслуживание счетов не является очень привлекательным и интересным. В структуре пассивов остатки на счетах бюджета не превышают 1%. Сказать, что бюджетные средства являются для ПСБ ключевыми, нельзя.

Тем не менее мы заложили в закон о бюджете положение о том, что конкурс на обслуживание бюджетных счетов будет проводиться на основании положения, которое утверждает не Комитет финансов, а правительство города. То есть на этот документ будут оказывать влияние все члены правительства, а не только я.

Биография: Михаил Осеевский родился 30 ноября 1960 г. в Ленинграде. В 1983 г. окончил Ленинградский политехнический институт по специальности "инженерная электрофизика". С 1983 по 1986 г. - секретарь комитета ВЛКСМ электромеханического факультета политехнического института. С 1986 по 1993 г. - инженер НПО "Электрофизика". С 1993 по 1999 г. - заместитель управляющего, управляющий Петербургской валютной биржи. В 1999 г. перешел на работу в ПСБ, где был сначала заместителем, а затем первым заместителем председателя правления. В ноябре 2003 г. назначен вице-губернатором. Координирует и контролирует деятельность Комитета финансов, Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, Лицензионной палаты Санкт-Петербурга, Региональной энергетической комиссии Санкт-Петербурга.

Анна Щербакова

КГИОП реконструировали Бывшего председателя КГИОПа отправили в советники  »
Юридические статьи »
Читайте также