«Автогражданки» не должно быть много

Вступившие в силу в августе поправки к закону об обязательном страховании автогражданской ответственности привели игроков рынка в состояние приятного возбуждения. Многие страховщики спешат стать уполномоченными компаниями Российского союза автостраховщиков с тем, чтобы урегулировать обязательства по договорам, которые заключили их лишенные лицензии коллеги. Разумеется, движет ими не альтруизм.

Никто не забыт

По поправленному закону автовладельцы, пострадавшие от клиентов «дисквалифицированных» компаний, смогут получить страховое возмещение из резервного фонда Российского союза автостраховщиков (РСА). Этот фонд формируется за счет отчислений страховыми компаниями 3% от их сборов по ОСАГО. К таким мерам государство в экстренном порядке прибегло после приостановки лицензий у страховой компании «Авест» и «Западно-Сибирской транспортной страховой компании» (позднее к ним присоединились петербургская компания «Доверие» и «Евро-Азиатская страховая компания»).

Как заявил корреспонденту «ПП» начальник управления ОСАГО страховой компании «Русский мир» Андрей Знаменский, от поправок выиграют как клиенты, так и страховщики. «Выгода автолюбителей очевидна: даже если ДТП произошло накануне отзыва лицензии у страховой компании, финансовых потерь удастся избежать, – поясняет Знаменский. – Одновременно новые правила игры на рынке ОСАГО приведут к сокращению числа его участников. Это также положительная тенденция. Не секрет, что «автогражданкой» в свое время начали заниматься все подряд, некоторые чересчур активно, и сейчас этот рынок испытывает определенное перенасыщение».

Страховщики уверены, что новых репрессий со стороны властей не избежать. По оценке руководителя Рострахнадзора Ильи Ломакина-Румянцева, если сейчас «автогражданкой» занимаются более 170 компаний, то к 2008 году «в живых» останутся около 20-30. В первую очередь взор Росстрахнадзора будет обращен на страховщиков, у которых доля ОСАГО в страховом портфеле превышает 60%. У петербургского «Доверия» этот показатель составлял около 75%. По данным Росстрахнадзора за первое полугодие 2005 года, высокий процент (71%) имела также «Северо-Западная страховая компания». Велика доля «автогражданки» и у компании «Росгосстрах-Северо-Запад» (приближается к 50%). Последней, впрочем, как лидеру рынка опасаться отзыва лицензий вряд ли стоит.

Бизнес на «Доверии»

В настоящий момент за пострадавших по вине «дисквалифицированных» компаний клиентов развернулась настоящая борьба. Еще до принятия поправок РСА заключил с рядом крупных страховщиков, имеющих широкую сеть отделений по стране, договоры о том, что именно они будут принимать претензии по долгам компаний, потерявших право работать на рынке. Это значит, что попавший в аварию автовладелец после получения всех документов в ГИБДД должен открыть счет в банке и обратиться в одну из уполномоченных РСА страховых компаний. Они обязуются организовать проведение независимой экспертизы (правда, за счет автовладельца). После этого все документы передаются в РСА, который в течение 15 дней должен перечислить деньги на счет пострадавшего.

Ведущие игроки рынка не скрывают, что благодаря сотрудничеству с РСА они рассчитывают расширить свою клиентскую базу. Так, в Петербурге две страховых компании –«МАКС» и «Русский мир» – принимают заявления от пострадавших в авариях с участием клиентов исчезнувшего с рынка «Доверия» (по данным РСА, в его портфеле было 78,4 тыс. договоров). В «Русский мир» только за первую неделю работы обратилось с заявлениями 37 человек.

Переговоры с РСА о получении соответствующего статуса ведут также компании «РЕСО-Гарантия-Северо-Запад» и «Прогресс Нева». «Мы рассчитываем на лояльность тех, кто благодаря нам получит долгожданные выплаты, –делится планами директор по маркетингу страховой компании «Прогресс Нева» Андрей Горяинов –Это своего рода пиар. Есть и другая причина нашего желания стать уполномоченной РСА компанией: мы хотим избавить рынок от головной боли. Никому не выгодно, чтобы наносились такие удары по бизнесу».

Cтраховщики рассчитывают со временем заполучить и «беспризорных» клиентов самого «Доверия»: после истечения срока действия полиса они должны будут заключить договор с другой компанией.

Ирина Пришедко

Плата за бренд – 3% от выручки  »
Юридические статьи »
Читайте также