Плата за бренд – 3% от выручки

Вызвавшее в свое время переполох намерение властей запретить даже частичное совпадение названий страховых компаний в итоге обернулось мягким до невнятности ограничением. Но процесс, что называется, пошел: на днях одна кемеровская страховая компания предложила своим «тезкам» платить ей за использование бренда. Петербургские страховщики пока идти по ее стопам не собираются.

Вступившие недавно в силу поправки в Закон «Об организации страхового дела» гласят, что на рынке не должно быть компаний, наименования которых совпадают. Исключение сделано для дочерних и зависимых обществ. В течение полутора лет страховщики, названия которых дублируются, должны внести изменения в свои учредительные документы.

Из закона не понятно, что понимается под совпадением названия. Изначально речь шла о запрете даже частичного дублирования, то есть наличия в названии одного и того же слова (исключая слово «страхование» и производных от него). Затем формулировку смягчили – теперь нельзя «использовать полностью обозначение, индивидуализирующее другой субъект страхового дела». Что это значит, доподлинно не знает никто. Не ясно и то, как определять, кому принадлежит право на спорное название: первой зарегистрировавшейся под ним компании, обладателю патента на него или кому-то еще.

Неясности заставляют страховщиков принимать превентивные меры. Первой на поправки откликнулась кемеровская страховая компания «Коместра». Она запатентовала свое название и предложила своим четырем «тезкам» (ранее являвшимся филиалами, а затем ушедшими из-под крыла компании) ежеквартально отчислять за использование бренда 3% от собираемых ими страховых взносов. Два страховщика – «Коместра-Центр» (Москва) и «Черномор-Коместра» (Сочи) – уже проходят процедуру переименования. Томская «Коместра-Томь» и новокузнецкая «ЮКС-Сибпром-Коместра» подумывают о плате за название.

В Петербурге подобных прецедентов пока не было, хотя компаний со схожими названиями достаточно. По словам генерального директора страховой компании «Авеста» Сергея Сафронова, его фирма несколько лет мирилась с существованием другого страховщика с похожим названием – «Авест». Разница в одну букву неприятностей «Авесте» до поры до времени не доставляла. «Мы столкнулись с трудностями из-за похожих названий лишь в тот момент, когда у «Авеста» отозвали лицензию, и началась путаница, – говорит Сафронов. – Объяснить обывателю, что у нас все в порядке, оказалось нелегко. Думали в суд подавать, так как товарный знак «Авеста» все-таки запатентован нами, однако «Авест» уже благополучно прекратил свое существование».

Руководство «Авесты» предусмотрительно запатентовало и свой страховой продукт «Талисман». В результате казанская страховая компания с таким же названием сама обратилась к «Авесте» и предложила договориться. Плата за право работы под брендом «Талисман», по словам Сергея Сафронова, была единовременной и скромной по размерам. «3% от сборов, которые запросила «Коместра», – огромные деньги, – считает он. – Это примерно 30% от планируемой прибыли».

По словам страховщиков, в Петербурге есть ряд компаний, которые могут попытаться воспользоваться примером «Коместры». Например, на рынке существуют сразу несколько игроков, в названии которых присутствует сочетание «промышленно-страховая». Еще одно популярное среди страховщиков слово – «прогресс». Однако Сергей Ковальчук, генеральный директор компании «Прогресс Нева», не склонен драматизировать ситуацию. «Прежде всего, необходимо разобраться, что считать совпадением, – говорит он. – Нужны разъяснения на уровне нормативных актов».

Ирина Пришедко

Автомобилисты полюбили ОСАГО?!  »
Юридические статьи »
Читайте также