Парализованные авто

Последнее время приобретатели бэушных автомобилей столкнулись с одной очень неприятной ситуацией.

В Санкт-Петербурге, да и во всей стране неудержимо растет количество машин, на которых, при всем их вполне сносном техническом состоянии, владельцы не могут выехать дальше собственного двора

Подобные казусы случались и раньше, но сейчас они приобрели почти массовый характер. За последние несколько лет расцвет индустрии по угонам авто достиг таких масштабов, что даже в недрах правоохранительных органов наконец-то осознали необходимость с этим бороться.

Мера была принята - одна, но решительная. ГИБДД выпустила распоряжение, запрещающее регистрировать автомобили с перебитыми номерами. Более того, уже зарегистрированные машины, имеющие на своих моторах и кузовах следы противоестественного незаконного вмешательства, также должны быть сняты с учета. Сбросив, таким образом, тяжкий груз с собственной совести, гибэдэдэшники успокоились. Но стало ли после этого распоряжения меньше угонов? Отнюдь. Зато суды теперь просто завалены исковыми заявлениями добросовестных приобретателей.

Одно из дел, с которым ознакомился корреспондент "Версии в Питере", совершенно типично в создавшейся ситуации. Гражданин Искеров (фамилия в интересах потерпевшего изменена) приобрел на рынке двухлетнюю "десяточку". Получив все документы, он отправился ее регистрировать. Однако у сотрудников МРЭО возникли подозрения "на предмет изменения первоначальных идентификационных обозначений автомобиля и подлинности паспорта транспортного средства". Машину доставили в отделение милиции. Номера действительно оказались перебиты и ПТС подделан. Тут же было возбуждено уголовное дело. Впрочем, в ходе проверки выяснилось, что покупатель не имел никакого отношения к преступлению. А на след преступников выйти не удалось.

Другого собственника, который бы претендовал на "десятку", не было, а следовательно, Искеров имел полное право на честно купленный им автомобиль. Словом, следователь вынес постановление о постановке автомобиля на учет. Когда же обладатель машины опять явился в МРЭО, размахивая этим постановлением, ему снова отказали в регистрации. Ничего не оставалось делать, и Искеров в конечном счете, обратился в суд. Но и здесь последовал отказ. Не то чтобы кто-то пытался оспаривать его собственность. Просто судом было установлено, что "регистрация транспортного средства не является обязательным условием для реализации имущественных прав". "Машина ваша, - говорили ему, - не вопрос. Но на учет не поставим". Впрочем, не факт, что, если бы решение суда было положительным, в МРЭО зарегистрировали бы автомобиль. Юристы говорят, что неоднократно бывали случаи, когда собственник являлся в МРЭО с положительным решением районного суда, и ему все равно отказывали. В этих случаях следовало обжалование, и за дело принимался городской суд. А там уже "все схвачено". Создается впечатление, что существует некое негласное распоряжение: в делах такого рода истцам отказывать.

В общем, как ни крути, но очередная "дыра в законе" может испортить жизнь многим автовладельцам. Так, пункт 17 "Правил регистрации АМТС в ГИБДД МВД РФ" гласит: "Регистрационные действия с транспортными средствами, имеющими признаки изменения нанесенной на них маркировки вследствие естественного износа, коррозии, совершаются на основании постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела и справок экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел об исследовании маркировочных обозначений, подтверждающих данное изменение". Понятно, что во внутренней инструкции не может быть ни слова о том, как поступать с автомобилями, по поводу которых есть подозрения в том, что они угнаны и номера агрегатов перебиты, а первоначальный владелец не установлен. Тут вершить дело должен закон, то есть суд. А он, как мы уже отмечали, пытается всеми правдами и неправдами от подобных дел откреститься. Получается замкнутый круг, в который попадают невинно пострадавшие люди. Возможно, в подобной ситуации было бы логичным все же допускать такие машины к эксплуатации и наказывать угонщиков, а не добросовестных приобретателей. Пока же получается, что ГИБДД больше борется со следствием сложившейся ситуации, а не с ее причиной.

Версия Елены Оленевой

Федеральная антимонопольная служба выиграла судебное дело у "Мосэнерго"  »
Юридические статьи »
Читайте также