"Интересно везде, где есть бизнес" Наталия Самкова, управляющий Межпромбанка

Второй по размеру частный банк страны - Межпромбанк считается одной из самых закрытых и политизированных финансовых структур, которая обслуживает преимущественно интересы своих владельцев и их партнеров.

За более чем 10-летнюю историю руководители банка умудрились не дать ни одного полноценного интервью о деятельности МПБ. Теперь банк, долго специализировавшийся на обслуживании крупной корпоративной клиентуры, "перепрофилируется" в универсальный, а его владельцы готовятся раскрыть структуру собственности и вывести часть акций на фондовый рынок. Об этом в своем первом интервью рассказала "Ведомостям" управляющий МПБ Наталия Самкова. По ее словам, сейчас главная задача - закрепиться на розничном рынке, для чего банк готов потратить до $200 млн.

- 95% акций МПБ принадлежат семи столичным ООО и ЗАО, но на рынке основными собственниками банка считают Сергея Веремеенко и Сергея Пугачева (или даже их семьи) , а в совете директоров МПБ большинство мест - у менеджмента. Кто реально владеет банком и когда его структура собственности станет прозрачной, как настаивает ЦБ?

- Банк двигается в сторону повышения прозрачности, а в перспективе мы думаем и о выходе на рынок акций. Для нас это означает преобразование в открытое акционерное общество и первичное размещение акций. Это, конечно, произойдет не в 2004 г. Может быть, в следующем году. Тогда мы и раскроем структуру собственности. Могу сказать только, что Пугачев, представляющий Республику Тыва в Совете Федерации, собственником банка не является.

- Кого бы вы хотели привлечь в качестве новых акционеров - российских инвесторов, западных?

- Еще рано делать заявления по этому поводу. Давайте подождем.

- А чем МПБ может заинтересовать сторонних инвесторов?

- Как любая другая компания, которая выходит на рынок, - перспективой роста стоимости акций, не более того. Мы не собираемся предлагать крупный пакет стратегическому инвестору, а планируем провести рыночное размещение акций.

Поэтому речь идет о среднесрочной перспективе - сейчас российский рынок акций к этому не совсем готов. Он очень ограничен: маленькие объемы, низкая ликвидность. На акции "голубых фишек" - а это порядка 10 - 15 компаний - приходится 80% оборота рынка. На рынке очень высокая концентрация, которая говорит о его слабости. Из банковских акций котируются фактически только акции Сбербанка, а доля банковского сектора в общей капитализации рынка не превышает 2,5%. Это несколько отодвигает перспективу публичного размещения акций банка.

- Вы рассчитываете, что акции МПБ станут такими же привлекательными, как акции Сбербанка?

- Я не буду делать конкретные сравнения. Задача - чтобы акции МПБ обращались. Российские и западные инвесторы уже присматриваются к рынку банковских акций, и с ростом фондового рынка этот сектор тоже будет развиваться.

- Какой пакет акций может быть предложен рынку - миноритарный, блокирующий?

- Это точно будет не контрольный пакет. Подробнее я пока не готова говорить на эту тему.

- Зачем это нужно МПБ?

- Для расширения круга инвесторов, повышения доверия к банку, увеличения его капитализации.

- У вас проблемы с капитализацией?

- Нет. По показателю капитала МПБ лидирует среди многих российских банков. Но активы в секторе традиционно растут быстрее капитала, ведь капитал наращивается в основном за счет прибыли. Поэтому рано или поздно вопрос капитализации встает перед любым банком.

- На середину 2003 г. по международным стандартам капитал МПБ был 14,5 млрд руб. , а по российским - 27,9 млрд руб. По IAS активы банка составляли 47 млрд руб. , а по РСБУ - более 119 млрд руб. Чем объясняется такая большая разница в показателях?

- В соответствии с указаниями ЦБ мы начали подготовку отчетности по МСФО и действительно столкнулись с существенными различиями в методике расчета отдельных показателей. Это, впрочем, неудивительно, поскольку международные стандарты наиболее достоверно отражают экономическую суть операций, не зря ими пользуются инвесторы всего мира. ЦБ сделал революционный шаг, обязав банки перейти на отчетность по международным стандартам.

Что касается различий, то, к примеру, размер прибыли за 2003 г. по российским стандартам составил около $19 млн, а по международным будет существенно выше и, возможно, достигнет $100 млн. Прибыль по МСФО традиционно у нас выше - в российском стандарте более консервативный подход к оценке кредитных рисков, в результате резервов получается больше.

Как показывают наши расчеты (их еще предстоит подтвердить в аудиторской компании) , наш капитал примерно одинаков по российским и по международным стандартам. По РСБУ - порядка 28 млрд руб. , по МСФО цифра будет сравнима. По активам у меня пока есть данные только по российским стандартам: они за год выросли и превысили 130 млрд руб.

- Но на рынке обращают внимание на радикальные различия активов и капитала МПБ по российским и международным стандартам и называют МПБ в числе банков, приукрашивающих свою отчетность. Сотрудники ЦБ, объявившего борьбу с раздуванием капитала и ненадлежащими активами, вас по этому поводу не беспокоили?

- С ЦБ мы общаемся постоянно, в банке регулярно идут проверки - плановые, на разные темы, в том числе по вопросам, касающимся капитала. Конкретных предписаний по этому поводу у нас не было.

- А как вы прокомментируете мнение о том, что капитал МПБ раздут?

- Я не понимаю, что такое "раздут". Давайте дождемся отчетности банка по МСФО за 2003 г. , и тогда все вопросы будут сняты.

- Сейчас у МПБ репутация довольно закрытого банка, в который еще недавно на корпоративное обслуживание невозможно было попасть "с улицы", а розничный бизнес вы не особо развиваете (разве что автокредитование). Непонятно, чем банк в его нынешнем виде может привлечь сторонних инвесторов. К моменту вывода акций МПБ станет полноценной рыночной структурой?

- Сегодня мы для всех категорий клиентов открыты не меньше, чем любой другой крупный российский банк. Мы приняли установку - движение от банка, который обслуживал группу крупных и средних корпоративных клиентов, к универсальному банку. Универсализация - это тенденция банковского рынка, и мы не исключение. Это касается и корпоративного сектора, и розничного.

Конечно, никакая розница невозможна без сети, которой у нас, к сожалению, нет. И чтобы войти на розничный рынок достаточно быстро, мы рассматриваем варианты по приобретению сети. У нас есть ряд соответствующих предложений.

- Говорят, сейчас ИМПЭКСБАНК выставлен на продажу. Вас интересует его сеть?

- На самом деле круг покупателей и продавцов известен - вопрос в цене. Нас интересуют сетевые банки или несколько банков, если сеть небольшая, - смотря сколько у них отделений.

- Вам нужна сеть федерального масштаба?

- Мы хотели бы начать с Москвы и Московской области, потому что именно здесь самая высокая концентрация , в том числе розничных. Но если будет хорошее по цене предложение по региональной сети, мы рассмотрим и его.

- Хорошей сетью в Московской области могут похвастаться "Возрождение" и Гута-банк, к примеру.

- Выбор банков очень ограниченный. Но главное, повторюсь, - качество предложения должно соответствовать его финансовым параметрам.

- А много сейчас предложений?

- Конечно, нет - два-три. Но мы не так давно начали эту работу.

- А если ни одно из предложений вас не устроит?

- Будем наращивать свою сеть.

- Предлагать рынку акции банка, который находится в процессе интеграции или создания сети, выглядит нелогичным. ..

- Я надеюсь, что наше вхождение в розничный бизнес произойдет не в среднесрочной, а в краткосрочной перспективе. Нам, конечно, нужно определиться с сетью в этом году.

- Сколько МПБ готов в принципе потратить, чтобы закрепиться на розничном рынке - на покупку сети или развитие собственной филиальной сети?

- До $200 млн. Если будет хорошее предложение по сети федерального уровня.

- За такую сумму "Интеррос" купил группу банков ОВК с "сопутствующими" активами. ..

- Да, но такой крупной сети больше нет.

- Какие регионы помимо московского МПБ считает сферой стратегических интересов?

- Интересно везде, где есть бизнес. Если будет интересное предложение, мы готовы выйти в другие регионы.

- Вы назвали Москву приоритетным регионом, но здесь в рознице и так очень тесно: конкуренция жесточайшая, рынок вроде бы уже поделен. ..

- Посмотрим по цифрам. Москва и Московская область - рынок, казалось бы, охвачен: Сбербанк занимает около 70% рынка частных вкладов по России и, вероятно, близкую долю в столице. В прошлом году вклады по всем банкам увеличились на 40%. Кредитование населения - тоже очень интересная сфера деятельности и гораздо менее монополизированная, чем рынок пассивов: кредитование в рознице увеличилось на 90%. Это говорит о том, что потенциал роста этого рынка есть, и большой. А если сравнить эти данные с оценками объема свободных средств населения, мы поймем, что ниша еще заполнена очень слабо. Поскольку сейчас за розничный рынок большая конкуренция, для нас очень важно быстро в него войти. Поэтому мы предпочитаем покупку сети, а не ее построение. Но я считаю, что возможна здоровая конкуренция за счет ставок, за счет условий.

- Наши банки жалуются на ужесточение конкуренции, в том числе с "дочками" иностранных финансовых институтов. За счет чего вы можете конкурировать с западными гигантами?

- Об ужесточении конкуренции говорят уже пару лет. Конечно, сложно конкурировать с западными банками, прежде всего по ставкам. Но пока они остаются в достаточно узкой рыночной нише. И мы надеемся, что российские банки сохранят свои позиции. Сейчас сложно сказать, как это будет выглядеть: насколько широкая сфера интересов будет у иностранных банков, будет это какой-то один регион или вся Россия, будут ли это отдельные виды кредитования и т. п.

- А вы за счет чего собираетесь конкурировать в рознице?

- Конкуренция - это вопрос ставок по кредитам и депозитам. Все-таки это самый главный показатель. В отношении продуктового ряда и технологий у наших банков уже все не так плохо и, я бы даже сказала, лучше, чем у западных, поскольку адаптировано к российской практике.

- Рейтинговые агентства, в частности Fitch, отмечали в своих отчетах очень высокую концентрацию кредитного портфеля и ресурсной (клиентской) базы МПБ. ..

- Я считаю, что сейчас это для нас нехарактерно. Вообще, концентрация - это особенность российской экономики. На 13 эмитентов приходится 80% капитализации рынка акций. Выручка тех же эмитентов составляет, по прогнозу на 2003 г. , 30% ВВП, доходная часть бюджета формируется, по-моему, примерно на 70% за счет тех же 10 - 15 компаний. Это явление будет исправляться с ростом российской экономики.

Как это отражается на банках? Им тоже свойственна концентрация. Особенно тем, которые обслуживают одного крупного клиента. Показатели концентрации рисков на одного кредитора (норматив Н8) у МПБ значительно лучше многих крупных банков. По рискам на крупных заемщиков (норматив Н7) мы соответствуем показателям большинства банков. То есть говорить о необычно высокой концентрации рисков у МПБ нельзя.

- Не так давно крупнейшим заемщиком МПБ считалось Управление делами президента, а кто сейчас крупнейшие ваши клиенты и заемщики?

- Управление делами президента погасило крупный кредит в позапрошлом году. Если на сегодняшний день Управление делами и осталось клиентом банка, то с несущественными оборотами. Основные вкладчики и основные заемщики - это достаточно крупные предприятия из разных отраслей.

- Fitch в отчете годовой давности среди ключевых клиентов МПБ отмечало предприятия ВПК, "Роснефть" и "Башнефть".

- У нас обслуживаются предприятия ВПК и нефтяные предприятия, но конкретных клиентов обсуждать некорректно. Тем более что у банка нет одного доминирующего клиента по активам и пассивам.

- Ваши топ-менеджеры прогнозировали на 2004 г. дальнейшее ужесточение конкуренции на рынке корпоративного кредитования и снижение ставок, которые создадут проблемы для банков, ориентированных на кредитование реального сектора. Как МПБ, у которого около 70% активов - кредиты нефинансовому сектору (в основном российским предприятиям) , собирается выживать в таких условиях?

- Действительно, конкуренция растет, ставки снижаются, хороших заемщиков мало, у многих банков - проблема размещения ресурсов. Это тенденция, но для крупных банков она не является проблемой. Кредитовать есть кого. Мы расширяем бизнес (в том числе за счет розницы и обслуживания среднего и малого бизнеса) , мы будем привлекать более дешевые пассивы, чтобы давать лучшие ставки по кредитам.

- Где вы будете искать дешевые пассивы?

- Выпускать долговые инструменты, привлекать на обслуживание новых клиентов.

- Банк планирует выйти на западный рынок заимствований?

- В первой половине этого года мы планируем выпустить еврооблигации объемом порядка $200 млн.

- А на какую ставку вы рассчитываете?

- На рыночную

Ипотекой займутся только правильные кредиторы Центробанк готовит инструкцию по выпуску ипотечных ценных бумаг  »
Юридические статьи »
Читайте также