"Тойота" выходит замуж за Питер В 2007 году в Шушарах начнут собирать японские toyota camry

Вчерашний день топ-чиновники Питера прожили в восточном стиле. На заседании городского правительства они одобрили проект строительства микрорайона "Балтийская жемчужина" (в народе - "шанхайский квартал"). Но этот проект давно на слуху и сенсацией дня не стал. Гораздо больший резонанс вызвал другой документ: глава Минэкономразвития России Герман Греф, губернатор Валентина Матвиенко и старший исполнительный директор японского концерна Toyota Motor Corp. Токуичи Ураниси подписали вчера базовое соглашение о строительстве в Питере завода по производству автомобилей "тойота-камри".

Губернатор-лоббист

Госпожа Матвиенко не скрывает, что ее частые поездки за рубеж носят не только протокольно-дружеский, но и деловой, даже лоббистский характер.

Визиты в Индию, Иран, Азербайджан - это новые контракты на поставку туда продукции энергомашиностроения Питера. Поездки в город-побратим Шанхай - это пусть небесспорный, но зато выгодный финансово (инвестиции - более миллиарда долларов) проект "Балтийская жемчужина". Визит к другому побратиму - в английский Манчестер - порадовал болельщиков "Зенита". Градоначальнице понравился местный стадион City of Manchester, и его контуры станут прототипом новой зенитовской арены, которую построят в 2008 году

Осенью прошлого года Валентина Матвиенко побывала в Японии, но о переговорах с руководством "Тойоты" ее пресс-служба не сообщала. Более того, сама Валентина Ивановна от прямых вопросов журналистов на эту тему уходила: "Да, "Тойота" собирается строить площадку в России, но на нее претендуют чуть ли не 10 регионов. Ничего более конкретного сказать не могу".

Отбор претендентов происходил как при выборе очередной столицы Олимпийских игр: сначала "Тойота" отсеяла женихов-аутсайдеров, а на финишную прямую вышли три региона: Ленинградская область, Нижний Новгород и Санкт-Петербург. Победил Питер, и не только по экономическим причинам. Его кандидатуру порекомендовали в ведомстве Грефа, да и сама губернатор включила политические связи.

Капуста здесь больше не растет

Владельцы Toyota Motors - третьего по объемам продаж автоконцерна в мире - выбрали для российской площадки 220 гектаров земли в районе совхоза Шушары. Уникальный все-таки город Санкт-Петербург! Только у нас в городской черте находятся земли сельхозназначения. Те же Шушары, совхоз "Ленсоветовский", другие фермерские хозяйства считаются городской землей, хотя на их полях растут лучшие в стране капуста и морковка.

Теперь соседями крестьян станут автопроизводители. "Тойота" вложит в строительство первой очереди завода

4 миллиарда рублей (около 140 миллионов долларов). Через три года конвейер будет собирать 25 тысяч "камри" в год, а проектная мощность первой очереди - 50 тысяч машин. Если потребует рынок, завод ежегодно может штамповать и по 200 тысяч авто.

Старший исполнительный директор "Тойоты", подписавший вчера базовое соглашение, надеется на успех. Господин Ураниси сообщил, что в прошлом году в России продано 47 тысяч "тойот" разных моделей и 17 процентов машин продано именно в Санкт-Петербурге. "Камри" - самая популярная модель в России в сегменте представительского Е-класса (ценовая ниша - 30 - 45 тысяч долларов). В прошлом году состоятельные россияне купили около 15 тысяч машин Е-класса, и почти 10 тысяч из них были Toyota Camry.

Себестоимость этих автомобилей питерской сборки будет на несколько тысяч долларов ниже, чем у японских аналогов, что сулит неплохие перспективы. Пример завода "Форд-Всеволожск", где собирают Ford Focus, показателен: в прошлом году завод продал 28 тысяч "фокусов". Зарубежные же производители этой модели смогли реализовать в России от силы тысячу машин.

Визитная карточка КАД

У городских властей - свой повод для радости. Площадка в Шушарах - лишь третий российский проект мировых лидеров автопрома после "Форд-Всеволожска" в Ленобласти и сборки корейских "КИА" в Калининграде. "Форд" трудоустроил около двух тысяч жителей области, ежегодно пополняет бюджет соседей на миллиард, а то и больше рублей - и это при налоговых льготах.

На площадке в Шушарах на первых порах будут заняты 500 петербуржцев, да и поступления в казну ожидаются поменьше. Но это - в 2007 - 2008 годах. Через 5 лет "Тойота" выйдет на ежегодный объем в 50 тысяч "камри".

Присутствие "Тойоты" даст мощный толчок развитию инфраструктуры в месте ее дислокации. А место это через пару лет обещает стать золотым. Шушары - это "московские ворота" кольцевой автодороги (самое начало трассы Питер - Москва) и место смычки КАД с улично-дорожной сетью Питера.

Движение по восточному полукольцу планируют открыть в 2005 году. После пуска участок Московской трассы между Шушарами и "Ленсоветовским" станет очень привлекательным для бизнеса. И для казны: соседство с "Тойотой" дорогого стоит. Таким образом, шушарский завод станет визитной карточкой КАД на ее южном участке.

На презентации соглашения Валентина Матвиенко пообещала, что чиновники Смольного станут первыми покупателями "камри" питерской сборки. Для справки: сегодня их возят на "ниссанах" - прямых конкурентах "камри" в представительском Е-классе.

Сергей Тачаев

"Балтийской жемчужине" быть!  »
Юридические статьи »
Читайте также