Любые дороги дороги Могут ли частные инвесторы построить западный скоростной диаметр

Часть кольцевой автодороги (КАД) и западного скоростного диаметра (ЗСД) могут быть построены на средства инвесторов. Петербургские специалисты заявляют, что знают, как это сделать без специального закона "О концессиях", который не один год пылится в Госдуме.

По данным Минтранса РФ, для решения дорожных проблем России ежегодно в дорожную отрасль нужно вкладывать не менее 600 млрд рублей. Реальное же бюджетное финансирование гораздо скромнее: на 2005 - 2008 годы в общей сложности заложено лишь 500 млрд. Государство все чаще заявляет, что без помощи бизнеса ему не потянуть дорогостоящие проекты. Однако федеральный закон "О концессиях", призванный урегулировать отношения государства и бизнеса в таких ситуациях, уже второй год лежит на рассмотрении в Госдуме. Депутаты, как и в прошлом году, обещают принять его в ближайшее время.

Между тем петербургские специалисты, похоже, нашли способ обойтись без специальных законов. По мнению Павла Бруссера, начальника отдела экспертной оценки проектов комитета по инвестициям и стратегическим проектам, альтернативой концессии в ее классическом понимании может стать схема частно-государственного партнерства (ЧГП). Именно такой механизм был использован ГУП "Водоканал" для привлечения инвестиций в завершение строительства Юго-Западных очистных сооружений (стоимость строительства ЮЗОС составляет 150 млн евро).

Варианты ЧГП рассматривались и в отношении дорожного строительства. Например, КАД была задумана как инвестиционный проект. В 1997 году было создано ОАО "КАД Санкт-Петербурга", учредителями которого выступили городское правительство и около 40 коммерческих структур - банки, строительные фирмы и т. д. "Тогда планировалось, что дорога будет платной. Именно поэтому развязки в Горской и в Парголове сделаны такими большими - предполагалось, что они приведут к пункту оплаты за проезд по КАД. Но потом было принято решение финансировать стройку из бюджета. Сейчас Минтранс снова поднимает вопрос о том, чтобы сделать часть трассы КАД платной, но не знаю, насколько это удастся", - говорит Олег Кащенко, зампредседателя комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Смольного, который в свое время занимал пост замгендиректора ОАО "КАД".

Олег Кащенко считает, что можно на инвестиционных условиях построить западный скоростной диаметр, подземные пешеходные переходы, некоторые мосты, не дожидаясь закона "О концессиях". Установить плату за проезд по таким объектам законодательство не позволяет, но вернуть вложенные деньги бизнесмены могут за счет строительства рядом с дорогами и переходами торговых и досуговых центров. "Мы часто начинаем искать сложные пути решения задач, не видя, что многого можно добиться более просто, - говорит Кащенко. - Например, почему бы не ввести в Гражданский кодекс понятие "строительная концессия"? Ведь есть же там понятие "финансовая концессия". Это проще, чем принимать специальный закон. Другой пример. Бюджетный кодекс не позволяет, чтобы заказчиком строительства таких объектов, как ЗСД, выступало АО. Можно внести изменения в кодекс и разрешить это делать".

Однако, по мнению самих бизнесменов, власти лишь на словах приветствуют участие бизнеса в подобных проектах. Когда же доходит до дела, то предложения инвесторов не встречают поддержки. "В городе не хватает пятен под застройку, так как на свободных территориях нет инфраструктуры. Мы предложили Смольному: беремся провести инженерные сети и построить дороги на 70 га территории в районе Северной Долины, на это нужно $25 - 28 млн. На подготовку территории потребуется год-полтора, вложения начнут окупаться за счет продажи участков под застройку. Одновременно город получает кварталы с современными дорогами. Но ответа от Смольного мы так и не получили. При этом город тратит на подготовку территорий бюджетные средства, которые мог бы пустить на улучшение уже существующих дорог. Где логика?" - недоумевает председатель совета директоров ЗАО ПО "Возрождение" Игорь Букато.

Еще один проект, ставший жертвой недоговоренности между чиновниками и инвесторами, - надземный экспресс, который два года назад компания Bombardier Transportation предложила Смольному построить на паях. Bombardier была согласна вложить в проект $327 млн, еще $200 млн предлагалось выделить из городского бюджета. Однако власти города заявили, что не готовы платить такие деньги. Так что, очевидно, дело не в законе "О концессиях".

Справка

Концессия - договор о передаче в эксплуатацию иностранному государству, компании или отдельному лицу на определенный срок природных ресурсов, предприятий и других хозяйственных объектов, принадлежащих государству.

Лилия Третьякова

Не так страшен выход в регионы, как его малюют  »
Юридические статьи »
Читайте также