Особенности определения расходов при реализации покупных товаров

Наша организация занимается оптовой торговлей. Какие особенности формирования расходов отчетного (налогового) периода необходимо учесть при определении объекта налогообложения по налогу на прибыль?

В соответствии с главой 25 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Под прибылью понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

Для организаций торговли доходом является выручка от реализации покупных товаров. Товаром в соответствии с статьей 38 НК РФ признается любое имущество, предназначенное для реализации. Выручка от реализации определяется с учетом всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары, выраженные как в денежной, так и в натуральной форме.

Помимо этого организации торговли могут иметь внереализационные доходы, перечень которых рассматривается в статье 250 НК РФ. При определении величины доходов налогового периода налогоплательщик должен помнить, что безвозмездная передача товаров другим лицам также приравнивается к реализации.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, стоимость которых выражена в денежной форме. Документально подтвержденными расходами считаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты налогоплательщика при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы, как и доходы, в зависимости от их характера делятся на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Порядок определения расходов при реализации покупных товаров регламентируется положениями статьи 268 НК РФ.

В соответствии с которой налогоплательщик при реализации товаров вправе уменьшить доходы от реализации на стоимость реализованных товаров, определяемую в следующем порядке:

при реализации амортизируемого имущества -- на остаточную стоимость амортизируемого имущества;

при реализации прочего имущества -- на цену приобретения этого имущества;

при реализации покупных товаров -- на стоимость приобретения данных товаров. При этом необходимо помнить, что в учетной политике организации для целей налогообложения должен быть утвержден один из методов оценки покупных товаров:

по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);

по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);

по средней стоимости;

по стоимости единицы товара.

При реализации товара налогоплательщик также вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией.

Организации, осуществляющие оптовую торговлю, формируют расходы на реализацию (издержки обращения) с учетом особенностей, отраженных в статье 320 НК РФ. В состав издержек обращения включаются расходы покупателя товаров на доставку этих товаров, если такая доставка не включается в цену приобретения товаров по условиям договора, складские расходы и иные расходы текущего месяца, связанные с приобретением и реализацией товаров. К издержкам обращения не относится стоимость покупных товаров, которая учитывается при их реализации в составе материальных расходов.

Стоимость покупных товаров, отгруженных, но не реализованных на конец месяца, не включается в состав расходов до момента их реализации.

Расходы организации торговли делятся на прямые и косвенные. К прямым расходам относится стоимость покупных товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика.

Все остальные расходы за исключением внереализационных расходов, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

Транспортные расходы, относящиеся к остаткам товара на складе на конец месяца, определяются по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке: определяется сумма прямых расходов, приходящихся на остаток товаров на складе на начало месяца, и прямых расходов, осуществленных в текущем месяце; определяется стоимость товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость остатка товаров на складе на конец месяца; рассчитывается средний процент как отношение суммы прямых расходов к стоимости товаров; определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку товаров на складе на конец месяца, как произведение среднего процента на стоимость остатка нереализованных товаров на конец месяца.

Сумма прямых расходов, принимаемых в уменьшение доходов от реализации, определяется как разница между суммой, определяемой в п. 1, и суммой транспортных расходов, приходящейся на остаток товаров (п. 4).

Отчетными периодами по налогу на прибыль могут быть квартал, полугодие, 9 месяцев -- или же 1 месяц, 2 месяца и так далее до конца календарного года. Но независимо от этого сумма транспортных расходов на доставку товаров от поставщика должна определяться ежемесячно. (О.Ш.)

Елена Яковлева, ведущий консультант ООО "Росаудитинформ".

Компания «БСК-6», входящая в Финансово-промышленную группу «Балтийская строительная компания», доказала, что является строительной организацией и имеет право на льготу для малых предприятий.  »
Юридические статьи »
Читайте также