Оглушенные городом

Последнее время перед выходом на улицу нередко возникает желание взять беруши. (Мягкие пробки - "береги уши" - выдаются работникам шумных производств.) Потому что наш город давно превратился в гигантскую погремушку. Она ухает трясущимися на рельсах трамваями, гремит сотнями тысяч автомобильных двигателей, визжит тормозами и противоугонными сиренами. Мы уже настолько привыкли к городскому грохоту, что даже в тех случаях, когда можно обойтись без лишних децибел, у нас не получается. Обращали внимание, как вещают динамики в вагонах метрополитена? Голос диктора, объявляющего очередную остановку, буквально лупит по перепонкам несчастных пассажиров.

В метро уровень шумов превышает норму в три-четыре раза. Настолько же он зашкаливает и в трамвае. Троллейбус более миролюбив - шумовые стандарты перекрыты в нем всего в два раза. Но если вы откажетесь от услуг родного общественного транспорта, решив добраться пешком, можете пожалеть - шумовые стандарты улицы выше ординара уже в пять-шесть раз.

Эти данные прозвучали на XI Международном конгрессе по звуку и вибрации, проходившем в Петербурге в начале нынешней недели. Здесь собрался цвет мировой акустической науки из более чем сорока стран. А в четырех сотнях докладах излагались самые передовые методы борьбы с акустическим загрязнением среды обитания. В развитых странах комфортному ощущению и здоровью человека придают большое значение.

У нас, как вы поняли, дело обстоит несколько иначе.

- Санкт-Петербург считается одним из самых шумных городов мира, - говорит заведующий кафедрой "Экология и безопасность жизнедеятельности" Балтийского государственного технического университета "Военмех" профессор Николай Иванов. - Причиной тому - растущий автомобильный парк, а также игнорирование в течение долгих лет самой проблемы.

Как утверждают специалисты, акустика, как и другие направления фундаментальной науки, у нас развита достаточно хорошо. Самый убедительный аргумент - российские подводные лодки, которые до сих пор считаются самыми бесшумными в мире. На военную разработку, как водится, отечество не поскупилось. А вот на продукции гражданского назначения у нас традиционно экономят. Отсюда ревущие самолеты, автомобили, трясущиеся и гудящие электрички, лифты, холодильники.

- Страны Запада еще в 70-е годы приняли закон о шуме, - продолжает Николай Иванов. - Проект такого закона в середине 90-х разработали и мы, передав парламенту еще позапрошлого созыва. И до сих пор наши избранники его рассматривают... Вот почему жители российских городов и весей в прямом смысле глохнут от техногенного рева, который, кстати сказать, с годами набирает силу. Наши исследования показали, что за последние 15 лет уровень шумов в Питере увеличился примерно в полтора раза.

Не секрет, что живой организм реагирует на повышенный акустический фон. Длительный его прессинг ведет к постепенной потере слуха. Не менее вредны и кратковременные сеансы. Шум повышает артериальное давление, ухудшает память, угнетает умственную деятельность, вызывает головную боль, ведет к обострению язвенной болезни. А учитывая, что как минимум на трети территории Петербурга шумы значительно выше допустимой нормы, проблема акустического загрязнения северной столицы начинает выходить на первый план.

Первая попытка обуздать невидимого врага в нашем городе предпринята при строительстве КАД. Как известно, проект кольцевой дороги предусматривает ограждение 22 километров трассы шумозаградительными щитами. Акустическую защиту, в том числе и конструкцию самих щитов, разработали ученые Военмеха. "Оборонная" разработка защитит жителей близлежащих домов не только от децибелов, излучаемых транспортными потоками, но и от пыли, выхлопных газов, электромагнитных полей.

Для нашего города такая вот "акустическая броня" - в новинку. В Москве к щитам, ограждающим МКАД, привыкли давно. В мире же, по данным профессора Иванова, щитами ограждено более ста тысяч километров автобанов. Удовольствие дорогое - стоимость одного километра ограждения достигает миллиона долларов. Зато местные жители избавлены от страданий и болезней, которые может вызвать неудачное соседство.

Интересно, что в ближайшие годы у нас будет ограждаться не только КАД. В щиты планируется одеть полтора километра Кубинской улицы, четыре километра Дунайского проспекта. И это, по словам Николая Иванова, только начало. Он верит, что городские власти, контролирующие органы начинают понимать, что шум - не такая уж и безделица, а проблема проблем XXI века.

Лина Зернова

О митинге достаточно уведомить  »
Юридические статьи »
Читайте также