ККМ и административная ответственность

При привлечении нашей организации к ответственности по ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за осуществление расчетов без применения контрольно-кассовой машины налоговым органом в момент контрольной закупки был составлен Акт и лишь спустя неделю -- Протокол об административном правонарушении.

Считаем, что налоговый орган грубо нарушил процедуру привлечения к административной ответственности, так как Протокол должен был быть составлен немедленно после обнаружения правонарушения.

Может ли данное обстоятельство явиться основанием для отмены судом Решения налогового органа о привлечении нас к административной ответственности?

Действительно, в соответствии со ст. 28.5 КоАП протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления административного правонарушения.

В исключительных случаях, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение 2 суток с момента выявления административного правонарушения.

Данная позиция подтверждена судебной практикой (Постановления ФАС СЗО по делу А56-27613/02 от 1.04.2003 г., А56-37044/02 от 21.03.2003 г., А56-26242/02 от 21.01.2003 г.).

Во всех указанных случаях, аналогичных рассматриваемому, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что налоговым органом нарушена процедура привлечения налогоплательщика к административной ответственности, что является основанием для отмены Постановления о назначении административного наказания.

Следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 №2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", обязательного для применения нижестоящими арбитражными судами, суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.

Из вышеизложенного следует, что Ваша позиция подтверждена не только действующим законодательством, но и существующей судебной практикой. Нарушение процедуры привлечения к административной ответственности, выразившееся в нарушении сроков составления Протокола об административном правонарушении, может явиться основанием для отмены судом Решения налогового органа о привлечении к административной ответственности. Следует отметить, что допущенное в отношении Вас нарушение получило широкое распространение в правоприменительной деятельности соответствующих отделов налоговых органов.

Отстоять свои права, как показывает практика, налогоплательщик может только в судебном порядке, при этом подача заявления в суд по таким делам не облагается государственной пошлиной.

Анатолий Цветов, юрист АКГ "Что делать Консалт"

Суд признал незаконным визуальный контроль  »
Юридические статьи »
Читайте также