Быть ближе к людям Товары повседневной необходимости станут более доступными

Бытовая ситуация - оторвалась пуговица, а ниток, чтобы пришить ее на место, в доме не оказалось. Надо идти покупать. Однако рядом с домом ни одного галантерейного магазина, поэтому на покупку катушки ниток уходит не десять минут, а полтора часа. Чтобы за нитками и им подобными товарами не нужно было ехать на край света, в минувший вторник на заседании городского правительства была принята Концепция развития потребительского рынка Петербурга на 2005-2007 годы .

В районном разрезе

В целом по Петербургу, по данным комитета экономики, промышленной политики и торговли, транспортная доступность, обеспеченность торговыми площадями, посадочными местами в общественном питании и рабочими местами в бытовом обслуживании соответствуют стандартам проживания.

Однако количество мест общественного питания в Петербурге соответствует стандартам только в Центральном, Петроградском и Адмиралтейском районах, продовольственных магазинов - в Hевском, Петродворцовом, Фрунзенском и Калининском, а система сферы бытового обслуживания соответствует стандартам только в Центральном районе. Вот и получается, что зайти перекусить можно только на Невском, и химчисток в центре тоже больше. А вот бутылку молока где-нибудь в районе Гостиного Двора днем с огнем не сыщешь, а если и найдешь, то втридорога.

Пешком за продуктами

В общем виде концепция предусматривает создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса жителей Петербурга на потребительские товары, торговые и бытовые услуги, услуги общественного питания в широком ассортименте, по доступным ценам и в пределах территориальной доступности. При этом должны соблюдаться установленные государством гарантии качества и безопасности. В частности, предполагается обеспечить доступность объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания для населения так, чтобы любой житель мог дойти до них в течение десятка минут. Кроме того, концепция предлагает усилить контроль за качеством услуг и товаров и активизировать защиту прав потребителей.

В ходе выполнения концепции оборот розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг в Петербурге должен увеличиться в 1,5 раза. Одновременно с этим поступления в бюджет вырастут в 1,8 раза. Планируется, что прирост торговых площадей составит более 20 процентов, при этом обеспеченность ими населения приблизится к европейским стандартам и составит более 470 кв. метров в расчете на одну тысячу жителей. Предполагается открыть 65 новых супермаркетов (к 2007 году их количество составит 215). На объектах потребительского рынка будет создано 70 тыс. новых рабочих мест.

Нацеленность на результат

Чтобы все это не осталось только бумажной декларацией, планируется решить следующие задачи.

Во-первых, в территориальные строительные нормы, а также в градостроительную документацию необходимо ввести требования по обязательному размещению нежилых помещений на первых этажах целого ряда жилых домов.

Во-вторых, планируется разработать адресные программы размещения объектов потребительского рынка. Первая программа касается временных строений, которые в случае необходимости можно снести. Вторая же включает объекты капитального строительства.

В-третьих, городские власти намерены сохранить рынки и для этого готовы передать их в долгосрочную аренду инвесторам на конкурсной основе с условием капитальных вложений в их реконструкцию. Кроме того, согласно концепции планируется развитие системы добровольной сертификации "Сделано в Петербурге".

За последние годы количество торговых сетей в Петербурге выросло в три раза, количество объектов общественного питания - в четыре раза, бытового обслуживания - в 2,5 раза. Общий объем товарооборота на потребительском рынке составил в 2004 году 209 млрд рублей и увеличился по сравнению с 2003 годом на 40 млрд рублей.

Торговля и общественное питание формируют пятую часть валового регионального продукта, занимают второе после промышленности место в формировании бюджета Петербурга.

Сегодня в городе действуют 10687 объектов стационарной торговли (из них 200 - гипер- и супермаркеты), 4873 объекта общественного питания (из них 1647 - быстрого питания). Функционируют 38 рынков, в том числе 17 - сельскохозяйственных, а также 26 казино и 700 залов игровых автоматов. Ежедневный оборот этих предприятий достигает 700 млн рублей.

Мнения

Валентина Матвиенко, губернатор Петербурга:

- Помимо мероприятий, оговоренных в концепции, необходимо развивать сферу потребительских объектов, рассчитанных на малообеспеченных граждан. Надо организовать блинные, чебуречные, пельменные, даже рюмочные. Пусть лучше человек цивилизованно выпьет стопку водки, а не купит бутылку и будет пить из горла у ларька. Необходимо также наложить табу на переквалификацию объектов, ориентированных на социальные нужды. Бутики не должны вытеснять социально важные магазины, которые должны быть защищены городом. Кроме этого, необходимо разработать адресную программу по размещению объектов торговли, являющихся социально значимыми. Мы не можем заставлять людей, живущих в центре, ездить за покупками через весь город. Со временем все отрегулирует рынок, однако пока поддержка социально направленных видов торговли и оказания бытовых услуг должна быть.

Петр Щелищ, депутат Государственной думы:

- Нам подчас кажется, что магазинов много, ресторанов еще больше. Но услуги торговли в целом дефицитны. Рынок сегментирован. Развиваются и процветают в основном сети. Но магазины "шаговой" доступности имеют другой ассортимент - товары повседневного спроса. Поэтому они, безусловно, нужны. Скорее всего, в будущем, как в Европе, они тоже станут сетевыми.

Владимир Бланк, глава комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Петербурга:

- Потребительский рынок необходимо развивать, в частности, потому, что он - один из главных источников занятости в городском хозяйстве: на этом рынке работает каждый пятый, занятый в городском хозяйстве, и каждый второй, занятый в малом бизнесе. Торговлю надо развивать в трех направлениях: крупноформатная торговля, развитие системы сельскохозяйственных рынков и увеличение количества "шаговых" торговых точек.

Леонид Аронов, председатель Экспертного совета Петербургского союза предпринимателей:

- Тенденция к развитию сетевой торговли наметилась давно, и малым предприятиям пора искать на рынке собственные ниши. Небольшие магазины могут предложить то, что сетевым не под силу. Например, индивидуальный подход к покупателю, эксклюзивный товар. Им выгоднее быть специализированными, тогда будут не страшны никакие сети.

Юлия Догадина

Где дешево выпить и закусить? Валентина Матвиенко возродит пельменные, блинные и даже рюмочные!  »
Юридические статьи »
Читайте также