Частная выгода к общей пользе

Невыдуманная история отношений предпринимателя и власти.

Об отношениях власти и бизнеса - не олигархического, а обычного, среднего, который и делает экономическую погоду в стране, - любят говорить в основном чиновники. Их послушать, так они ночей не спят, думают, как отечественному бизнесу помочь - налоги сделать простыми и справедливыми, административные барьеры убрать, бюджетными заказами одарить. У бизнеса на это свой взгляд. Правда, вслух говорить об этом предприниматели опасаются. Тем с большим интересом мы уже полгода следим за попытками типичной петербургской средней компании найти с властью общий язык. История интересна тем, что, имея в виду собственные интересы, компания невольно выходит на общегородские проблемы. И что же в итоге получается?

Наш герой - "Торговый дом А. П. Иванов" уже четвертый год подряд выигрывает городские тендеры по организации питания в школах Фрунзенского района. Фирма на хорошем счету не только в районе, где она кормит детей в пятидесяти школах, но и в городском комитете народного образования. Ее ставят в пример другим. Но Юрию Иванову, который в компании отвечает именно за школьный общепит, этого стабильного успеха недостаточно. Несколько месяцев назад он вышел в наши органы власти с предложением - ни много ни мало реформировать систему городского заказа, причем эта реформа, по его мнению, выгодна в первую очередь городу.

Суть в следующем: по закону, конкурсы на право выполнения городского заказа проводятся ежегодно. Это должно обострять конкуренцию между фирмами-подрядчиками - каждый год они будут предлагать все более выгодные городу условия. Но Ю. Иванов на своем опыте убедился, что "годовые" подряды имеют и серьезный минус. Фирма, выигравшая конкурс на год и не уверенная, что снова его выиграет, никогда не пойдет на капитальные затраты. Если речь идет о школьном питании, то компания-"временщик" не рискнет покупать новые плиты для кухонь, новые холодильники, электромясорубки, пароварки и прочее. В случае проигрыша на будущий год - куда она все это денет?

И вот Ю. Иванов идет в комитеты городской администрации, к депутатам ЗакСа с предложениями изменить закон о горзаказе так, чтобы в некоторых отраслях подряды давались победителям не на год, а на три и даже пять лет. Частые конкурсы выгодны, когда речь идет о поставках бензина или, к примеру, компьютерной техники. Но если для выполнения работ по горзаказу подрядчику нужна дорогостоящая техника, то для обеих сторон выгодней долгосрочный договор.

В чем выигрыш фирм - понятно: стабильность и возможность работать на современном оборудовании, снижая издержки. Но выигрывает и город: не приходится тратить бюджетные деньги на переоснащение кухонь и столовых новым оборудованием и мебелью. Да и обеды у детей будут вкуснее.

Иванова выслушивали, кивали головами. Но затевать процедуру внесения изменений в закон о городском заказе никто, разумеется, и не думал. Это ведь нужно или готовить проект поправок в недрах Смольного и потом вносить документ в ЗакС, или же в самом ЗакСе сколачивать депутатское большинство. Кому нужны эти хлопоты?

Следующей эпопеей Ю. Иванова была попытка убедить власти, что городской "малый" и "средний" общепит должны платить налоги не по стандартной схеме, то есть от выручки, а т. н. ЕНВД - единый налог на вмененный доход.

Собственного интереса предприниматель не скрывал: его сеть школьных столовых платила бы по "вмененке" в несколько раз меньше, чем по "традиционке". Но Иванов доказывал, что в целом городской общепит, если перевести его на ЕНВД, будет платить налогов на 80 - 100 миллионов рублей больше, чем по обычной бухгалтерии. Это в школах деньги идут по безналу и потому вся бухгалтерия прозрачна. А в обычном городском общепите... Спросите любого человека: часто ли ему официантка или бармен кассовый чек дают?

На этот раз Иванову даже удалось убедить в своей правоте многих чиновников и депутатов. Но, по словам предпринимателя, в городском парламенте куда сильнее были позиции "ресторанного лобби", которое всеми силами отбивалось от "вмененки".

Прошло несколько месяцев, и сейчас уже многие в правительстве и Заксобрании говорят, что оставлять общепит на "традиционке" было ошибкой, из-за которой город недополучает десятки миллионов рублей. Но - поезд уже ушел.

В итоге Ю. Иванов понял, что убедить в чем-то городские власти ему не по силам. Прав ты или не прав, но если ты не владеешь строительным холдингом или нефтяной компанией, твои советы никому не нужны. К слову, все эти диалоги с властью заканчивались, как говорится, без обид, по-деловому. С предпринимателем зачастую соглашались, но механизм власти у нас громоздкий и неповоротливый, что-то в нем изменить - требуется время. Не получилось у Иванова помочь городу и при этом себе, остается помогать только себе.

Главная задача, конечно, на многие годы закрепиться на рынке школьного питания. Город выделяет на эти цели все больше средств (на нынешний год - 500 миллионов рублей), да и в будущем экономить на детях не будет, так что это стабильный бизнес. Чтобы не потерять позиций в случае проигрыша на очередном конкурсе (ведь всякое может быть, придет какая-нибудь фирмочка, которая предложит конкурсной комиссии сверхнизкие цены), Иванов придумал хитрый ход. Он решил открыть в школах вдобавок к имеющимся столовым детские кафе.

В городских кафе, где торговые наценки 100 - 200 процентов, среднему школьнику делать нечего. Да и компании любителей пива детям ни к чему. А в школьном кафе все удовольствия - интерьер, музыка, хорошее меню, своя компания и по ценам, которых в городе не найдешь. За десять рублей можно, как говорят взрослые, хорошо посидеть. И ассортимент такой, какой нужен детям. И родители могут быть спокойны, потому что дети не по городу шатаются, а отдыхают в своей же школе. Педагоги, разумеется, новшество поддерживают.

Кафе для Иванова, с одной стороны, источник дохода, а с другой - страховка на случай, если со столовыми что-то не сложится. Хороший коммерсант на выдумки горазд. Но что важно: такие вот приемы, когда предприниматель хочет честно развивать свой бизнес, чаще всего совпадают с общественным интересом. Школьные кафе решают и проблему недорогого питания, и досуга детей и подростков.

Следующей задачей Ю. Иванов поставил снижение расходов на закупку продуктов для столовых и кафе. Город платит за школьные обеды фиксированную цену, а на продовольственном рынке цены диктуют поставщики. Но, как выяснилось, они могут отпускать товар и дешевле, чем в среднем по рынку, при условии, что покупатель регулярно берет большие партии.

И Иванов предложил коллегам - таким же надежным многолетним деятелям школьного общепита (а круг таких фирм сложился почти в половине районов города.- помимо самого Фрунзенского - в Центральном, Кировском, Петроградском, Невском) создать ассоциацию. Вошло в нее и городское управление социального питания. Члены ассоциации совместно будут закупать продукцию десятками тонн и потому не только получат оптовые скидки, но и смогут заказывать то, чего на рынке пока нет.

Недавно губернатор Валентина Матвиенко посетила несколько школьных столовых и выразила недоумение, почему в них практически нет молочных продуктов. Выяснилось, что проблема эта как раз связана с масштабами заказов. Санитарные правила запрещают продавать молочные продукты в розлив. А "стаканными" упаковками (100 - 200 граммов) молоко и кефир молочные комбинаты не выпускают. Директор "Петмола" заявил, что может наладить их выпуск, но, конечно, не для одного района, желательно - для половины школ города. Недавно созданная ассоциация, которую возглавил, как нетрудно догадаться, Ю. Иванов, как раз и займется такими проблемами - к своей выгоде и общей пользе.

Есть в запасе у Иванова стратегический план - собрать в ассоциацию фирмы, контролирующие в сумме 65 процентов рынка школьного общепита. И тогда, по закону, конкурсы можно будет не проводить. То, что не удалось сделать с помощью властей, предприниматель достигнет другим путем. К тому же ассоциация будет не только хозяйственными делами заниматься, но и выступать как партнер городской власти. Во всем мире предпринимательские союзы - мост между бизнесом и государством.

Мораль этой истории в том, что городские власти, на словах очень озабоченные развитием в городе малого и среднего бизнеса, готовы этому бизнесу покровительствовать, но не умеют его слушать. Им, властям, легче выделить 100 миллионов рублей на поддержку малого бизнеса, чем внести разумные изменения в какие-то свои нормативные акты и получить дополнительно (или сэкономить) 200, 300 или 500 миллионов. В итоге в проигрыше и бизнес (хотя он своего все равно добьется), и власти, и город.

Владимир Новиков, Игорь Курныгин

Раздоры не по-детски  »
Юридические статьи »
Читайте также