Раздоры не по-детски

Программа адресной помощи новорожденным петербуржцам - единственная в России - испытывает проверку на прочность. В июньской корректировке бюджета-2004 на 60 миллионов рублей урезаны ассигнования на поддержку молодых родителей, а сама система адресной помощи не дает покоя некоторым производителям детских товаров.

В 2000 году в Петербурге родились 35,6 тысячи младенцев, а в 2003 - уже 42,2 тысячи. Прирост, как видим, значительный и во многом созданный политикой городской администрации. Закон "О компенсационных выплатах жителям Санкт-Петербурга в связи с рождением ребенка и уходом за ним", принятый в конце 2000 года, значительно помог молодым родителям. Кроме единовременного пособия они стали ежемесячно получать компенсацию в размере 50 процентов от прожиточного минимума при рождении первого ребенка и 65 процентов - при рождении второго. Как видим, закон стимулировал родителей не ограничиваться первенцем.

Компенсации выплачивались до достижения крохой двухгодовалого возраста, но не деньгами. В 2002 году банк "Санкт-Петербург" выпустил карточки "Детская", на которые перечислялись средства из бюджета, а ЗАО "Спецобслуживание" начало создавать сеть магазинов "Здоровый малыш" на базе пунктов выдачи детского питания - сегодня их более пятидесяти. Тендера не проводилось, так как никто, кроме этой фирмы, не пожелал в нем участвовать.

Первоначально закон предусматривал компенсацию только на детское питание. После нажима мам на депутатов ЗакСа в сети "Здоровый малыш" можно было купить коляску, одежду, памперсы и другие необходимые вещи. Весь ассортимент рассчитан на возраст до двух лет, чтобы у родителей не было искуса купить что-нибудь старшенькому или себе.

В Петербурге уже выдано 53 тысячи "детских" карт, система успешно развивается и не дает покоя конкурентам уполномоченной фирмы. Это на старте проекта они отошли в сторону, а потом поняли, что просчитались. При предельной торговой наценке в 11,8 процента, согласованной с чиновниками, ЗАО "Спецобслуживание" ведет в сети "Здоровый малыш" вполне успешный бизнес, обеспечивая городских новорожденных положенными им по закону товарами.

Конкуренты начали действовать по апробированной схеме - через ТУ МАП. Они упирали на то, что участие "Спецобслуживания" в программе - нарушение антимонопольного законодательства. МАП вмешался, но комитет по труду и социальной защите доказал, что участвовать в социальной программе может только одна компания. Главный аргумент комитета: работа сети абсолютно подконтрольна любым проверяющим органам, а наценка регулируется чиновниками. Только одно предприятие гарантирует прозрачность движения бюджетных средств и проводит в сети единую закупочную политику. К тому же при работе с уполномоченной фирмой упрощается контроль за качеством товаров со стороны СЭС, пожарных, госторгинспекции и административных органов.

Торговые сети детских товаров тем не менее продолжают оказывать давление на власть, которая, кстати, пока не отреагировала на их действия: угрожают митингами, составляют иски, переманивают на свою сторону родителей.

Многие мамы считают, что хорошо бы им отовариваться в разных магазинах. При таком раскладе в магазине "Дети", например, можно купить велосипед для 6-летнего сына, а в аптеках сети "Бинко" - анальгин бабушке. Эти фирмы, кстати, и обращались в ТУ МАП, писали в администрацию. Только при чем здесь городская программа поддержки новорожденных?

Сергей Николаев

Чтобы школьники лучше питались  »
Юридические статьи »
Читайте также