Как на железной дороге плюшками балуются

Темой так называемых ланчиков - пайков, которые выдаются в вагонах повышенной комфортности (ПК), "ПЧП" начал заниматься практически одновременно с появлением этих самых ланчиков, то есть лет пять назад. Тогда и нас, и читателей нашей газеты удивил и возмутил тот факт, что "повышенная комфортность" начала навязываться на Октябрьской железной дороге буквально в принудительном порядке: билеты в обычные, "некомфортные" вагоны загадочным образом исчезали из касс, зато всегда можно было приобрести билет в вагон с навязчиво оказанным сервисом: колбасой, сыром и булочкой в намертво запаянном пакете, парой "фирменных" железнодорожных газет и куском мыла.

С одной стороны, дополнительный сервис никогда не бывает лишним. С другой стороны, пассажиров буквально вынуждали платить за этот сервис, и весьма немалые деньги - билет в вагон с ланчиками становился автоматически дороже рублей на 150. Если пассажир протестовал и жаждал жевать на железной дороге свою собственную вареную курицу, то ответ следовал один: обычных билетов нет, есть только билеты в ПК.

Антимонопольное управление по СПб и области пыталось немного разрулить ситуацию и вынесло вердикт: ланчикам быть, только быть им не более чем на 50% мест в составе. То есть чтобы у пассажиров хотя бы формально оставался выбор: ехать со своей курицей или платить за чужую колбасу.

Пассажир к ланчикам начал вроде бы привыкать - как привыкает наш самый терпеливый и незлобивый народ ко всему. Однако опубликованная в № 24 "ПЧП" "Исповедь начальника поезда" вызвала новую волну читательских писем по поводу законности навязывания нам этого самого дополнительного и дополнительно оплачиваемого сервиса. Письма читателей мы еще опубликуем, а пока дадим слово представителю одной из коммерческих структур, обслуживающих ОЖД. Просим прощение у читателей за то, что наш герой анонимен - он категорически отказался поставить свое имя в интервью.

"У нас хороший бизнес"

Октябрьская железная дорога - единственная из филиалов новообразованного РАО ЖД (бывшего МПС), на которой обслуживание пассажирских поездов отдано только коммерческим предприятиям. Объясняется это несколькими причинами: ОЖД - самая крупная по количеству поездов и количеству предоставляемого гарантированного питания структура. На других филиалах РАО ЖД питанием и прочим дополнительным сервисом занимаются собственные, а не привлеченные коммерческие организации, так называемые дирекции по обслуживанию пассажиров (ДОПы). Хорошо или не очень у них это получается - вопрос отдельный. Нас же в первую очередь интересует, хорошо или плохо нашим пассажирам, вынужденным переплачивать за билет благодаря принудительно внедренному туда ланчику.

- Нам - неплохо. Бизнес хороший, приносит нормальные деньги. Естественно, что мы, как любая уважающая себя коммерческая структура, стремимся больше зарабатывать. Но позиция, что мы зарабатываем за счет снижения качества обслуживания или нарушения прав потребителей, в корне неверна. Мы работаем так, как нам позволяют это делать.

- Кто? Государство? Сама дорога? Или отдельно взятые личности в руководстве того и другого?

- До недавнего времени теми же ланчиками в СПб занималось несколько фирм: "Окдайл" (обслуживает "Николаевский экспресс"), "Экспресс-Нева", "Домодедово-Р-Сервис" и "Транслайн". Почему все это появилось? Потому, что для железной дороги пассажирские перевозки в принципе убыточны, для нее - это некая "социалка". Вагоны-рестораны, чтобы ни говорили, тем более убыточны: требуются деньги на содержание бригад, на аренду. Но полностью отказаться от вагонов-ресторанов и оставить пассажира наедине со своей курицей невозможно - железная дорога должна предоставлять так называемое гарантированное питание. Отсюда - неизбывность вагонов-ресторанов. Если в поезде предусмотрено предоставление гарантированного питания в любом виде (ланчики это, горячая еда в ресторане, сосиски в судках) - то без вагона-ресторана сделать это невозможно, потому что это запрещено. Далее вопрос: как это делать? Понятно, что дорога заинтересована в дополнительной прибыли, в том числе посредством предоставления питания. Но если кормить народ совсем уж насильно - народу это совсем не понравится. Поэтому по согласованию с антимопонольным ведомством разрешено половину вагонов в составе кормить, как вы выражаетесь, принудительно, а половину пускать "со своей курицей". Все законы соблюдены - выбор у пассажира остается.

- "Повышенная комфортность" - это чья инициатива? Самой дороги или коммерсантов, заинтересованных в таком перспективном бизнесе?

- Дорога, изучив популярность рейсов, выходит с предложением в Дирекцию пассажирского сообщения РАО ЖД: а не ввести ли в такой-то поезд парочку вагонов с ПК? Приезжает инспекция из Москвы. Если все требования соответствуют, то дается добро, и проект отправляется на согласование с антомонопольщиками. МАП соглашается - поезд пошел.

- И никого не смущает, что билеты автоматически становятся дороже, а в некоторых поездах, например на Москву, 100% вагонов только ПК? Или в той же "Красной стреле" - 90% исключительно с дополнительным сервисом и соответствующей ценой?

- Это уже вопрос не к нам. Мы работаем, как нам разрешают. С другой стороны, на дороге работают тоже не дураки. Были проведены специальные исследования: после жалобы одного эмпээсовского чиновника, возмущенного ценами в вагонах-ресторанах в "Красной стреле", ввели там меню, как на обычных поездах южного и северного направления (вместо осетрины - сосиски, вместо икры - гречка). Вот ведь удивительно: никто в "Красной стреле" гречку не брал! Пришлось вернуть меню с запредельными, не скрою, ценами. И все встало на свои места. Просто в определенных поездах ездят только люди, которые желают видеть в меню икру и осетрину. А есть спрос - будет и предложение.

- VIPовские поезда - это, конечно, хорошо. А вот как все же быть простым смертным, для которых и 150 рублей за ланчик - деньги?

- Удораживает билет не ланчик, а комплекс услуг. Мы действуем согласно приказу № 32 от октября 2001 г. Там подробно расписано, как, сколько и где можно добавлять за повышенную комфортность. В среднем получается по 130 рублей в обычных вагонах и по 280 - в вагонах бизнес-класса. Каждый пункт "удорожания" по каждому классу вагона четко расписан: скажем, в вагонах бизнес-класса - прессы не менее 5 наименований, посуда - только фарфор, вместо колбасы - икра. И т. д.

- А как оплачивается непосредственно ваша горькая долюшка?

- Ну, наша долюшка не такая и горькая. Не скажу, сколько имеем мы, но дорога получает около 12% прибыли с каждого ланчика. Согласитесь: если бы нам было невыгодно, мы бы не работали.

Чтоб они так жили, как прибедняются

За соблюдением законов о конкуренции на товарных рынках и о защите прав потребителей следит антимонопольное ведомство. Если его "добро" на внедрение дополнительного сервиса получено, то формально железная дорога законов не нарушает. Ходят, например, на Москву несколько десятков поездов. Многие из них целиком составлены из вагонов "повышенной комфортности" с соответствующей ценой за билеты. В остальных поездах принудительным сервисом охвачена половина пассажирских мест, а значит, выбор у пассажира якобы есть. Но лукавство подобного подхода очевидно - вся система работает так, чтобы навязать пассажиру именно "билет с нагрузкой" и придержать дешевые билеты.

При этом невозможно понять причину, по которой высокое железнодорожное начальство заключает столь странные договоры с компаниями - поставщиками ланчиков, поскольку значительная часть прибыли от продаж навязанной услуги оседает в частных карманах, к которым МПС официально отношения не имеет. Но если эта немудреная технология "повышения комфортности" продолжит свое бесконтрольное развитие, "бутерброд в нагрузку" будет ждать россиянина всюду, где хозяйничает не рынок, а чиновник. Например, в муниципальном транспорте или в тарифах за услуги ЖКХ. Хотя, судя по стоимости услуг российских монополистов, свой бутерброд с икрой мы уже оплатили не единожды. И где он, спрашивается?

Марина Бойцова

"Вмененка" общепиту противопоказана?  »
Юридические статьи »
Читайте также