Подготовка кадров: В профобразовании введут режим экономии

Правительство Ленобласти утвердило государственный заказ на подготовку кадров в учреждениях начального профессионального образования на 2005 год. По данным регионального комитета экономического развития, субъекту сегодня требуется более 9 тысяч молодых рабочих. В то же время прием в учебные заведения по плану составит лишь около 5500 человек. То есть потребности региона чуть ли не вдвое превышают возможности системы профессиональной подготовки молодежи.

Скажем, реально области нужны 426 мастеров сельскохозяйственного производства, а принять на учебу предполагается лишь 125 ребят. В училища поступят 380 ребят, которые получат профессию слесаря по ремонту автомобилей, а потребность региона в 804 работниках. В промышленности востребованы 428 слесарей, а училища смогут принять лишь 183 человека. (Любопытно, что госзаказ почти полностью «закрывает» потребность в представителях таких профессий, как, скажем, официант-бармен).

При этом необходимо брать в расчет сугубо областную специфику: и предприятия, и училища находятся на территориях разных муниципальных образований. Кадры следует готовить с учетом вакантных мест на производствах своего района, по месту жительства будущих рабочих. Иными словами, предстоит точно определить, в рабочих какого профиля нуждаются конкретные отрасли и территории. Но в структуре нынешнего госзаказа все это в должной степени не учтено.

Да и вся инфраструктура профессионального обучения нуждается в существенной перестройке. Отстает от требований времени материально-техническая база многих училищ, формировавшаяся еще в советские времена. Для переоборудования мастерских остро нужны инвестиции. Но и на производствах необходимо заниматься созданием современных учебных мест для будущих рабочих.

Федеральный подарок обошелся в 300 млн. рублей

Что касается использования для этих целей средств областного бюджета, то здесь ситуация сложилась, можно сказать, пиковая. Дело в том, что полномочия властей в стране разграничиваются. Но далеко не всегда процесс передачи новых функций с одного уровня на другой подкрепляется перераспределением финансовых ресурсов.

Именно так случилось с 47 учреждениями профессионального образования, которые федеральный центр с 1 января 2005 года передал Ленобласти, даже не посоветовавшись с субъектом. Никаких дополнительных трансфертов регион при этом не получил и оказался в весьма трудном положении. Но региональное правительство приняло решение не закрывать перешедшие к ней лицеи и училища, даже несмотря на дефицит средств.

В прошлом году расходы федерального бюджета на подведомственные центру учебные заведения профессиональной сферы составили 425 млн. рублей. При этом, по мнению специалистов, испытывался явный дефицит средств на приобретение оборудования и инвентаря, текущий и капитальный ремонт. Сама область решала эти вопросы энергичнее. Так, хозяйственные затраты федерального уровня на одного учащегося составили в среднем 150 рублей в год. Регион израсходовал на те же цели в учреждениях областного подчинения 850 рублей. Разница существенная.

Комитет общего и профессионального образования представил по переданным субъекту училищам финансовую годовую заявку на 600 млн. рублей. Но областные финансисты не смогли «наскрести» в напряженно сверстанном бюджете столь значительную сумму. Без ущерба для других отраслей им удалось выделить лишь 300 млн. рублей.

В Комитете финансов считают целесообразным на два года ввести в сфере регионального профобразования своего рода режим экономии: не предусматривать в сметах училищ капитальные расходы на ремонт и приобретение оборудования, решать эти вопросы лишь в рамках целевой программы капвложений. Что касается текущих расходов, то их можно было бы частично покрывать за счет доходов от предпринимательской деятельности учреждений профессиональной подготовки.

Вернуться к старому опыту

Но все понимают, что надо профучилища не только сберечь, но и «встроить» их в новые экономические реалии. Денег на это, учитывая необходимость спасения 47 бывших в федеральном ведении училищ, областной бюджет выделить, как уже сказано выше, не может.

Что делать? Не лишне вспомнить, например, подзабытую советскую практику, когда в финансировании расходов ПТУ активно участвовали так называемые базовые предприятия. Сейчас таких базовых предприятий нет. Но предприятия и компании по-прежнему заинтересованы в подготовленных молодых рабочих кадрах. Вот и напрашивается вопрос: почему бремя этой подготовки должно брать на себя только государство, а не логичнее ли решать финансовые проблемы профобразования на паритетных началах государства и предприятий? Совершенно очевидно, что решить сложные задачи по подготовке профессиональных рабочих кадров в соответствии с требованиями дня без активного участия промышленного сектора экономики в сжатые сроки невозможно.

Что это вполне реальный ресурс финансирования, подтвердил вице-губернатор Григорий Двас. Он рассказал, в частности, что встречался с руководством Киришской ГРЭС, которое готово взять по свое крыло одно из училищ и обеспечить своими средствами процесс профессиональной подготовки.

Петр Владимиров

Два пишем, пять в уме  »
Юридические статьи »
Читайте также