Частные - несчастные? Оказывается, и у платных школ хватает проблем

Плата за обучение в частных школах колеблется от 200 до 700 долларов в месяц.ЛИД

В некоторых частных школах введена униформа, которая является "визитной карточкой" учебного заведения и способствует формированию "корпоративной культуры".

На школьном стенде - расписание экзаменов. В одном классе экзамен предстоит сдавать двум учащимся, в другом - четырем. Ничего удивительного: эта школа - частная.

В кабинет к директору... На урок

Рынок платных образовательных услуг практически сформирован: в Петербурге около 60 фактически действующих частных школ, и у родителей есть возможность выбора. Сегодня многие негосударственные заведения ведут в первую очередь реабилитационную работу, восстанавливая то, что было запущено средней школой, пусть даже по объективным причинам, например, по причине большой наполняемости классов. Здесь могу т себе позволить индивидуальную работу с ребенком.

- Мы сталкиваемся с тем, что дети из обычных образовательных учреждений в 7-8 классах не выполняют нормативы начальной школы, поэтому начинаем с попытки научить их читать, - говорит Людмила Борисова.

В обычной советской школе Людмила Николаевна работала преподавателем истории. Последние пятнадцать лет она возглавляет одну из первых в Петербурге частных школ, нацеленную "на воспитание будущей интеллектуальной элиты". В директорском кабинете висят шелковые мантии с вышитой серебром эмблемой школы. Солидная кожаная мебель, черный рояль и... школьная доска. Помещения небольшие, и некоторые уроки проходят прямо у Борисовой в кабинете.

Многие частные школы гордятся тем, что занятия ведут приглашенные из вузов преподаватели - профессора, доценты. Но действительно ли это нужно школьникам?

- Научная степень не есть гарантия качества, - объясняет Людмила Николаевна. - Но в гуманитарных дисциплинах, например, специалисты дают детям необыкновенно много. И наши ученики, избалованные высокой планкой преподавания, быстро "просчитывают" посредственного учителя.

"Я вам плачу, чего же боле"

Интересно, можно ли этих детей назвать избалованными в самом прямом смысле слова? Ведь существует "негативный портрет" ученика частной школы - высокомерного, ленивого, капризного...

- Все зависит от традиций. Мы не заигрываем с родителями и детьми. Педагоги с уважением относятся к детям, и те не могут этого не ценить. Куражное отношение к учителю непозволительно, - уверена моя собеседница.

Однажды девочка из 11-го класса на замечание педагога ответила: "Я вам плачу". Тут же собрался педсовет, пригласили родителей: подобного уважающая себя школа не прощает. Пусть некоторых учеников привозят на служебных машинах с мигалками - отношения тем не менее строятся по принципу "какой ты сам", а не "какой пост занимает твой папа".

- Мы, внушаем детям: вы элитные не оттого, что родители платят за ваше обучение, а потому, что с вами работают именитые ученые, потому что с первого класса вы изучаете мифологию, историю философии и другие серьезные науки, - объясняет Людмила Николаевна.

Отчислить нельзя?

Официально статус негосударственного образовательного учреждения был введен в России в 1992 году законом "Об образовании". С тех пор многое изменилось: сегодня настороженность по отношению к частному образованию уступает место доверию.

- С определенного момента мы перестали давать рекламу, - говорит директор другой частной школы. - К нам стали приходить по рекомендации, а это - главный показатель успешности.

Сейчас здесь 65 учеников, а начиналось все с двух начальных классов. Пережили сложные времена, дефолт, когда после "черного августа" в школе осталось всего 15 учеников. Выдержали, справились. И сегодня финансовое состояние школы таково, что, если она заинтересована в ребенке, его оставляют учиться бесплатно или на льготных условиях.

А вот мнение, что "из частной школы не отчислят", действительности не соответствует. Например, когда в школе возник конфликт на межнациональной почве, несколько человек было отчислено. Если поведение ребенка не поддается коррекции, если возникает угроза другим членам коллектива, частная школа может с ним попрощаться.

Образование частное и государственное можно сравнить с медициной: если средства позволяют, любой из нас предпочтет обратиться в частную стоматологическую клинику. Но если частный врач обслуживать вас бесплатно вряд ли согласится, то у ребенка есть шанс учиться в частной школе и при ограниченных финансовых возможностях родителей. В известной питерской бизнес-школе, например, для талантливых детей ежегодно проводится конкурс грантов на бесплатное обучение.

- Нам важно наличие конкурентной среды: в каждом классе должны быть сильные дети, - говорит директор Елена Морозова. - Если родители вдруг оказываются не в состоянии оплачивать обучение, но школа заинтересована в ребенке, он обязательно будет у нас учиться. А старшеклассники сами могут работать - например, в нашем кафе или в библиотеке - и тем самым компенсировать часть оплаты.

Школа - не магазин

Сегодня частное образование стоит на пороге большого кризиса. Поправками к закону "Об образовании" отменяется нормативное финансирование. Частные школы лишаются налоговых льгот, теряют приоритет в аренде зданий.

Одна из них, например, находится в состоянии судебных тяжб с КУГИ, решая вопрос о продлении договора аренды. Школе не дают коэффициент социальной значимости, а стопроцентная оплата составляет 10 тысяч евро в месяц.

- Мы будем добиваться сохранения льгот в любом случае, - говорит директор. - Школа - не магазин, который можно закрыть: это дети, педагоги. Куда идти детям-инвалидам, которые у нас учатся? Кому они нужны в обычной школе?

Каждая частная школа занимает сегодня свою нишу: работает со слабыми детьми или дает экономическое образование, воспитывая будущих топ-менеджеров и банкиров. Опыт частных школ, их наработки система государственного образования могла бы использовать гораздо активнее.

- Это очень недальновидный шаг, - комментирует новые "правила игры" г-жа Морозова. - Ведь частные школы "забирают" из государственных самый сложный контингент детей и родителей, расширяют образовательные возможности города.

Для маленьких частных школ нововведения могут иметь фатальные последствия. Да и крупные больше будут вынуждены заниматься привлечением средств, коммерцией, а не совершенствованием методик. Их бы, наоборот, дотировать и поддерживать, чтобы как можно больше детей, в том числе и из "групп риска", могли бы здесь учиться. А приносить прибыль в казну должны казино, крупные предприятия, игровые автоматы, но никак не школы.

Наталья Емельянова

Пятилетний марафон  »
Юридические статьи »
Читайте также