Интимная связь лица с государством

Вчера Госдума попросила Владимира Путина поскорее поправить закон "О гражданстве".

Пожалуй, так откровенно в отсутствии самостоятельности нижняя палата парламента еще не расписывалась.

Депутаты, на прошлой неделе отклонившие два проекта поправок к закону (оба предусматривали упрощенный порядок получения российского подданства для бывших граждан СССР), теперь доводят до сведения президента, что схалтурили: "непродуманность и спешка при внесении и рассмотрении законопроекта "О гражданстве РФ" привели к тому, что законодатель фактически проигнорировал решение Конституционного суда, признавшего за бывшими гражданами СССР право на гражданство по рождению. И что в результате закон "нанес значительный ущерб авторитету нашей страны", не говоря уже о том, что ограничил многие тысячи людей в своем конституционном праве. Теперь Госдума, как будто она и не является субъектом законодательной инициативы, просит президента дать соответствующее поручение комиссии по вопросам гражданства и "ряду других структур" в кратчайшие сроки разработать и внести в парламент соответствующие изменения в действующий закон.

На самом деле интрига даже не в том, что депутаты прекрасно понимают: национальную миграционную политику диктует исключительно Кремль — а точнее, межведомственная рабочая группа по вопросам совершенствования иммиграционного законодательства, которую возглавляет замглавы администрации президента Виктор Иванов, — и без соответствующей санкции оттуда любые телодвижения просто бесперспективны. Суть в том, что соответствующее поручение по "корректировке" закона этой рабочей группе президент уже давно дал. И в ближайшее время ему должны представить предложения по упрощению процедуры, которые сводятся к тому, что переписывать закон нет никакой необходимости: достаточно написать ведомственную инструкцию. Однако далеко не все с этим согласны.

Как заявила накануне председатель Комиссии по правам человека при президенте Элла Памфилова, ведомственная инструкция — документ, который по определению является закрытым от общественности, взяткоемким и оставляющим место для произвола. Поэтому в Комиссии по правам человека намерены отстаивать до конца позицию, которая несколько расходится с позицией, например, Комиссии по гражданству. Речь идет о том, чтобы полноценно решить проблему, сформировав на основе данных хотя бы полугодового мониторинга работы закона пакет поправок к нему. А до тех пор в качестве временной меры можно было принять, например, указ президента. Который избавил бы людей, фактически уже годами проживающих на территории России, от необходимости получать сначала разрешение на проживание, потом вид на жительство и только по прошествии нескольких лет — гражданство. Текст такого указа, по словам Памфиловой, уже подготовлен, однако эта идея не нашла поддержки у тех людей, которые принимают решения.

Страсти накаляются: председатель общероссийского движения "За права человека" Лев Пономарев считает, что правозащитникам давно пора от разговоров переходить к действиям — например, создать штаб по организации публичных акций, которые позволили бы оказывать определенное давление на власть. Например, регулярно пикетировать Госдуму.

Впрочем, у сторонников закона есть собственные аргументы.

— Сейчас речь идет о том, что срок проживания в России может быть людям засчитан, если факт такого проживания будет установлен судом, — пояснил "Времени МН" начальник департамента миграционного контроля ФМС Владимир Волох. — Я бы не стал однозначно утверждать, что закон "плохой". На протяжении без малого десяти лет бывшим гражданам СССР для получения российского гражданства требовалось предпринять минимальные усилия. Возникает вопрос — почему они этого не сделали? Я не исключаю, что определенная часть — просто по причине правовой неграмотности. Но ведь известны и другие случаи — когда человеку было выгодно жить в России и иметь два паспорта. Либо это позволяло ему уходить от уплаты налогов, либо — от службы в армии у себя на родине... Каждый конкретный случай должен рассматриваться индивидуально.

Источник в администрации президента был более откровенен: "Закон гуманен, справедлив и позволяет любому получить российское гражданство. Суть наших разногласий с представителями гражданского общества сводится к следующему: они предлагают предоставлять гражданство социальным группам скопом, без разбора обстоятельств. Мы же считаем, что связь лица с государством должна быть индивидуальной: каждый должен идентифицировать себя как гражданин".

Впрочем, понятно, что при такой постановке вопроса об упрощении процедуры и "праве рождения" речи вообще не идет. Что бы там ни написали в ведомственной инструкции.

Анастасия Корня

Обдумают гражданство  »
Юридические статьи »
Читайте также