Консультант для профессионалов

Задолго до начала компьютерной эпохи, появления телекоммуникаций, современного информационного бума английский писатель Гилберт Честертон сказал: "Каждый хочет, чтобы его информировали честно, беспристрастно, правдиво - и в полном соответствии с его взглядами". С серьезностью этого афоризма можно и поспорить, но объективная информация в наш век необходима как воздух.

Полезные ископаемые, трубопроводы, дороги - все это бесконечно важно, но не только материальные ресурсы определяют уровень развития страны. Недаром понятие современной высокоразвитой экономики сегодня все чаще связывается не с индустриальным, а с информационным обществом. Информационные технологии - это, в первую очередь, связь и управление, но не только. За короткий срок - немногим более десяти лет - в России в рамках IT-индустрии сформировалась целая отрасль и, соответственно, сложился специфический рынок "на стыке" разработки и производства программного обеспечения, телекоммуникаций и юриспруденции. Речь идет о производстве, распространении и сервисном сопровождении справочных правовых систем (СПС). Электронные СПС, включающие многие сотни тысяч различных правовых актов по всем разделам действующего законодательства, снабженные аппаратом поиска, ссылками и комментариями, - необходимый инструмент для работы юриста, экономиста, бухгалтера, менеджера, чиновника. Необходимость эта обусловлена колоссальным объемом документов действующего законодательства.

Активный процесс законотворчества продолжается в России уже более десяти лет. Ориентироваться в растущем и изменяющемся массиве правовых документов "на бумажных носителях" становится все труднее, а зачастую и просто невозможно. Возрастающая же сложность управленческих задач существенно повышает цену ошибки при принятии решений. Справочные правовые системы, которыми в России пользуются в своей работе около 200 тысяч корпоративных клиентов (компании, предприятия, органы государственной власти и управления всех уровней, суды, вузы), и служат профессиональным инструментом, существенно повышающим эффективность деятельности специалиста, многократно экономящим рабочее время и обеспечивающим качество управленческих решений. Восемь из десяти предприятий-пользователей (а это свыше полумиллиона "конечных" пользователей - специалистов, непосредственно работающих с СПС) выбрали для себя системы "Консультант Плюс".

Что же представляют собой эти СПС? Свои системы "Консультант Плюс" формирует из открытых правовых документов по всем разделам российского законодательства, проводит глубокую юридическую обработку этих документов, снабжает их комментариями и ссылками. Этот огромный информационный массив упакован в оригинальную программную оболочку, снабженную поисковой системой и целым рядом других функций (они позволяют быстро находить требуемые документы по разным наборам признаков, просматривать предыдущие редакции, учитывать изменения и дополнения, строить списки и формировать "папки" документов, выявлять связи между различными документами и многое-многое другое). Всего в семействе "Консультант Плюс" 121 система СПС по федеральному и региональному законодательству. Такие системы - плод усилий сотен различных специалистов, юристов, программистов и технологов - администраторов информационных баз.

Но деятельность компании существенно шире и не сводится только к производству систем. Фактически это комплексный информационный сервис, базирующийся на справочных правовых системах. Общероссийская сеть распространения правовой информации "Консультант Плюс" - это более семисот компаний-партнеров во всех регионах России. Именно они непосредственно взаимодействуют с клиентами, обучают их работе с системами, консультируют, осуществляют сервисную поддержку, регулярно актуализируют установленную на компьютере пользователя СПС.

"Консультант Плюс", по сути, стал всероссийским коммуникатором, распространяющим юридические знания. На наш вопрос, почему же столь важную функцию государство доверило частной компании, генеральный директор "Консультант Плюс" Дмитрий Новиков ответил так: "Наши пользователи в основном - корпоративные клиенты, это более 150 тысяч организаций или полмиллиона человек. С одной стороны, очень немало, но с другой, это все же довольно ограниченная группа специалистов. Так должно ли государство создавать и обслуживать СПС, предназначенные для этого ограниченного круга профессионалов, за счет всех налогоплательщиков (ведь все справочные правовые системы - продукт с высокой добавленной стоимостью, ориентированный именно на профессионалов)? Очевидно, что на бюджетные деньги делать это нельзя. Обязанность Правительства - довести до сведения всех граждан содержание законов, иных правовых документов, то есть сделать исходные тексты этих документов доступными. Это уже делается – тексты нормативных актов без сложной обработки и соответствующего сервиса любой человек может бесплатно посмотреть на официальных сайтах (и наша компания технически содействует в этом федеральным органам власти). Однако современная справочная правовая система - это не только тексты документов, но и сложный инструментарий для работы с ними, и глубокая юридическая обработка этих текстов, комментарии, консультации по правоприменительной практике, и выявление взаимосвязей, и предыдущие редакции, и, конечно же, сервис. Именно эти обработка и сервис и делают электронный архив или библиотеку специальным профессиональным инструментом. Именно эта работа и определяет стоимость СПС как рыночного продукта. Государственные органы не должны заниматься коммерческой деятельностью и обеспечением профессионального сервиса. Они естественным образом берут на себя самую важную и свойственную им функцию - разрабатывают документы и раскрывают правовую информацию в исходном, необработанном виде. Мы же ее распространяем в рамках профессионального сервиса".

Успешная деятельность "Консультант Плюс", которая и определила лидирующее положение компании на российском рынке, базируется не только на высокотехнологичном производстве, собственных программных разработках и квалификации юристов, но и не в меньшей степени на высоком уровне организации бизнеса в целом и соблюдении высоких стандартов качества. "В общероссийскую сеть распространения правовой информации "Консультант Плюс", - рассказывает генеральный директор, - входит более 700 фирм, работающих под нашим методическим руководством и контролем за соблюдением технологий и стандартов сервиса. По нашим методикам ведутся и базы данных регионального законодательства и судебной практики. Во всех регионах России изучаются запросы и предложения пользователей, что обязательно учитывается при планировании дальнейшей работы".

"Смена технологических поколений" в сфере высоких технологий происходит довольно быстро, не является исключением и производство СПС. Увеличение объемов и усложнение структуры информационных массивов, необходимость совершенствования пользовательских характеристик систем, введение новых функций и инструментов - все это заставляет разработчиков искать новые решения и создавать новые технологические платформы. Сейчас "Консультант Плюс" выводит на рынок свою новую разработку "Технология 3000" - результат трехлетней работы математиков, юристов, специалистов по программному обеспечению, технологов, партнеров фирмы. "В ней появились крупные нововведения, - продолжил свой рассказ руководитель компании, - создан единый информационный массив, возможность визуализации обратных связей, добавлены такие элементы, как правовой навигатор, структурированные списки, возможность подборки документов по тематике, самонастраивающиеся словари и т. п. Теперь специалист, работающий с правовой информацией, может не только быстро получить нужный текст документа, но и увидеть, какое место он занимает во всей системе правовых актов, как решается та или иная проблема в целом, а если нужно, то и как она решалась в прошлом. Идеология новой разработки такова, что она имеет резерв для последующего развития. Причем в ней заложена база для дальнейшего развития на ближайшие 5-7 лет. В то же время сохранена преемственность систем - продукт внешне очень похож на прежний, поскольку имеет тот же привычный для клиентов интерфейс и предполагает аналогичные сценарии работы. Пользователь сможет работать с новой системой практически так же, как и раньше, постепенно привыкая к новым свойствам и приемам и расширяя собственные возможности".

В начале прошлого года для промышленного тестирования компания поставила новинку специалистам двухсот организаций. Отзывы и предложения специалистов, их критические замечания были учтены разработчиками, и в ноябре начался переход на новую технологию всей сети во всех регионах России. Замена систем на новые ничего не будет стоить пользователям СПС "Консультант Плюс" - компания делает это бесплатно в рамках собственной программы модернизации программных технологий. В настоящее время на новую технологию перешли уже более 300 000 специалистов.

Не сделает ли новая технология СПС слишком сложными для пользователя? "Нет, - отвечает генеральный директор, - новые системы безусловно удобнее в работе, ведь новые функции и возможности не изменяют привычный алгоритм действий пользователя". В этом проявляется один из основных принципов в построении всей работы компании. "Качество нашего продукта и сервиса определяется сотнями показателей, - продолжает Дмитрий Новиков, - но главным критерием успеха нашей работы является максимальная удовлетворенность клиента. А это значит, надо не просто сделать хороший продукт, но и научить пользователя эффективно эксплуатировать систему так, чтобы в любой момент, на любой вопрос он получил бы исчерпывающий ответ, понял идею и смысл закона, не споткнулся на противоречиях и принял единственно верное решение. Наши системы построены таким образом, что пользоваться ими сразу, без специальной учебы может каждый специалист, работающий с правовыми документами и имеющий навыки работы с компьютером. При этом, используя лишь пять процентов возможностей, заложенных в СПС, он очень существенно сэкономит рабочее время. А специалист, обученный нами, увеличит возможности и эффективность работы на порядок". В компании действует специально разработанная программа обучения для пользователей СПС. Учебные центры действуют во всех регионах страны, а при желании каждый пользователь может пройти обучение на своем рабочем месте - все эти услуги, а также необходимую методическую литературу "Консультант Плюс" предоставляет своим пользователям бесплатно.

Но учителей тоже надо учить - ежегодно в методическом центре головной компании "Консультант Плюс" повышают свою квалификацию 300-400 руководителей и специалистов региональных и производственных подразделений. Также действует и специальная система обучения специалистов компаний-партнеров в регионах, для которой постоянно разрабатываются специальные программы и методики.

Но дело не ограничивается обучением уже работающих юристов, бухгалтеров, экономистов, управленцев и чиновников. "И нам, и нашим партнерам, и экономике России в целом нужны кадры, умеющие работать с огромнейшим массивом правовой информации и легко ориентироваться в нем, - подчеркивает Дмитрий Новиков, - поэтому мы стали готовить их непосредственно в вузах - и для себя, и для бизнеса, и для системы государственной власти и управления. Охват - около тысячи учебных заведений (ведь правовые кафедры есть сегодня даже в непрофильных институтах, академиях, университетах). Совместно с Министерством образования РФ, юридическим факультетом МГУ им. Ломоносова и Московской государственной юридической академией мы разрабатываем специальные программы и стандарты обучения, консультируем преподавателей. Создали специальный учебник "Правовая информатика", а первый тираж нашего краткого руководства по работе с новой технологией уже превысил 370 тысяч экземпляров". Также компания поддерживает свои системы в сотнях библиотек по всей стране, где каждый читатель (главным образом, студенты) может пользоваться ими в любое удобное время.

Хотя вся деятельность компании направлена на отечественный рынок, развивающийся в рамках российского законодательства, сегодня марка "Консультант Плюс" известна уже не только в России. "У нас в Белоруссии очень сильный партнер, с которым налажены тесные связи, - говорит Дмитрий Новиков, - выстроены хорошие отношения с властью и органами управления, есть взаимопонимание с деловыми кругами, идет активный обмен знаниями и технологиями. Послабее позиции на Украине, но имеются возможности их усиления. Прорабатываем перспективные проекты по Казахстану. Работает центр в Эстонии. В общем, везде, где существует сотрудничество с российскими предприятиями, наша информация по межгосударственным соглашениям и российскому законодательству бывает востребованной". Компания "Консультант Плюс" не оперирует материальными ресурсами, а производит оригинальный (на базе собственных разработок), конкурентоспособный интеллектуальный продукт и обеспечивает высококачественный современный информационный сервис. За двенадцать лет с момента образования этот бизнес четко обозначил свой специфический сегмент в рамках отечественной IT-индустрии, создал более одиннадцати тысяч квалифицированных рабочих мест по всей стране и продемонстрировал перспективы дальнейшего роста. Сегодня мы можем утверждать, что фактически сформирована целая отрасль или индустрия, производящая интеллектуальные услуги на базе информационных технологий.

В России, таким образом, успешно реализован крупный общенациональный проект в высокотехнологичной сфере. Задача его - создание в стране эффективной системы распространения правовой информации - решена. Значимость проекта не исчерпывается новыми технологическими разработками, удачными организационными решениями и экономическим эффектом от применения справочных правовых систем тысячами российских предприятий. Не менее важно, что все привычней для российского бизнеса становится работа в рамках правового поля в соответствии с действующим законодательством.

Павел Пальчиков, Эрнст Михайлов

Контора пишет, ее штрафуют  »
Юридические статьи »
Читайте также