Оценка основных средств

Как произвести оценку основных средств, полученных в качестве вклада в уставный капитал в целях налогообложения прибыли?

-- Обычной практикой стало толкование фискальными органами норм налогового законодательства не в пользу налогоплательщиков. В частности, налоговыми органами издаются методические рекомендации или инструкции о порядке начисления и уплаты по каждому налогу. При этом налоговые органы пытаются придать своим инструкциям и рекомендациям обязательный для исполнения характер.

Такой порядок прямо противоречит общим принципам и основным началам законодательства о налогах и сборах, указанным в части первой Налогового кодекса РФ. Статьей 4 Налогового кодекса установлено, что нормативные акты органов исполнительной власти "не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах".

Игнорируя указанную норму закона, фискальные органы в арбитражных спорах с налогоплательщиками часто ссылаются не на нормы законодательства о налогах и сборах, а на собственные инструкции и рекомендации. В таких случаях налогоплательщикам необходимо заявлять о том, что изданные налоговиками нормативные акты не являются законодательством о налогах и сборах. Если инструкции и рекомендации существенно дополняют или изменяют нормы закона, суды в большинстве случаев принимают доводы налогоплательщиков о несостоятельности таких нормативных актов налоговых органов.

Одним из ярких примеров толкования фискальными органами положений налогового законодательства не в пользу налогоплательщиков является следующий факт. Методическими рекомендациями по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса РФ (утверждены Приказом МНС РФ от 20.12.2002 №БГ-3-02/729) определяется порядок принятия к налоговому учету организациями основных средств, внесенных в качестве вклада в уставный капитал.

"Основные средства, полученные в виде взноса (вклада) в уставный капитал организации, в целях налогообложения принимаются по остаточной стоимости полученного в качестве вклада в уставный капитал объекта основных средств, которая определяется по данным налогового учета у передающей стороны".

По нашему мнению, указанный порядок противоречит действующему законодательству о налогах и сборах. Налоговый кодекс не только прямо не указывает на необходимость принятия к учету основных средств по остаточной стоимости передающей стороны, но и не устанавливает обязанность передающей стороны сообщать принимающей стороне остаточную стоимость передаваемых основных средств, исчисленную по данным налогового учета. Обязанности налогоплательщиков, а также их контрагентов могут устанавливаться только налоговым законодательством, но никак не рекомендациями МНС РФ.

Порядок определения первоначальной стоимости основных средств определяется статьей 257 Налогового кодекса. В соответствии с положениями этой статьи первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, а при безвозмездном получении -- по рыночной стоимости, подтвержденной документально либо путем независимой оценки.

В соответствии с требованиями гражданского законодательства крупные вклады в уставный капитал, осуществляемые не денежными средствами, подлежат независимой оценке. Первоначальная стоимость основных средств в налоговом учете, таким образом, должна складываться из рыночной стоимости, подтвержденной независимой оценкой, но никак не из остаточной стоимости по данным налогового учета передающей стороны.

Некоторые специалисты приводят ряд аргументов, подтверждающих позицию налоговых органов. Однако, по нашему мнению, эти аргументы не выдерживают критики. Рассмотрим некоторые их них.

Статьей 277 Налогового кодекса установлено, что у передающей стороны стоимость акций, долей, паев оценивается по остаточной стоимости имущества, внесенного в уставный капитал. Однако это правило действует только для оценки доли уставного капитала у передающей стороны. Отсутствуют какие-либо основания для его применения принимающей имущество организацией в отношении оценки полученного имущества.

В соответствии с положениями Налогового кодекса результаты переоценки имущества не являются основанием для изменения их первоначальной стоимости. При получении имущества в качестве вклада в уставный капитал имеет место не переоценка имущества, а первичная оценка, в результате которой организация определяет первоначальную стоимость основных средств.

Безусловно, принятие к налоговому учету основных средств по их оценочной стоимости может использоваться недобросовестными налогоплательщиками для занижения прибыли. Но и налоговые органы могут адекватно бороться с такими налогоплательщиками: привлекать экспертов для определения фактической рыночной стоимости имущества и подавать в суды соответствующие иски.

Необходимо напомнить налогоплательщикам, что методические рекомендации для самих инспекций МНС РФ являются приказом. Следовательно, организациям, не согласным с трактовками фискальными органами налогового законодательства, придется отстаивать свою позицию в арбитражном суде.

Владимир Амельчук, Ассистент аудитора ЗАО "АКГ "Прайм Эдвайс"

В Минсвязи РФ рассмотрели проект концепции создания АС "Государственный регистр населения (АС ГРН)".  »
Юридические статьи »
Читайте также