Программисты "сажают" клиентов "на иглу" Частые перемены в законодательстве способствуют процветанию it-бизнеса

Российские разработчики и поставщики информационных торговых систем все больше зарабатывают на обслуживании клиентов и настройке программ, а не на продаже программного обеспечения (ПО).

"Консультанты иностранных компаний берут за свою работу $100 в час, -- констатирует главный эксперт ООО "Компас" Игорь Якобсон. -- Расценки российских фирм ниже ($25-40), но имеют устойчивую тенденцию к росту".

По оценкам исследовательской компании IDC, годовой объем российского рынка продаж экономического ПО составляет $150-200 млн. Примерно столько же клиенты тратят на обслуживание установленных программ.

"В этом году рынок вырастет на 30%, -- полагает аналитик IDC Russia Тимур Фарукшин. -- Наибольшим спросом пользуются программы, автоматизирующие производственные процессы, взаимоотношения с клиентами, системы поддержки принятия решений".

4х4

Условно рынок экономического ПО можно разделить на четыре сектора.

Первый -- массовые бухгалтерские программы для мелкого и среднего бизнеса. Второй сектор объединяет массовые системы для среднего бизнеса. Доминирующее положение здесь занимают компании "1С" и "Компас".

Третий сектор включает комплексные управленческие системы для среднего и крупного бизнеса. Наиболее сильные игроки в нем -- "Парус" и "Галактика". Очень крупный бизнес (нефтяные холдинги, РАО "ЕЭС России") отечественным программистам пока не по зубам. Эти сливки снимают иностранные компании.

Однако иностранные программы не всегда удовлетворяют потребностей заказчиков. "Из-за особенностей российского законодательства иностранное ПО не справляется с расчетом зарплаты, учетом основных средств. Тогда, внедряя, например, немецкую SAP R3, в качестве модуля зарплаты берут российский "Компас" и стыкуют", -- поясняет Игорь Якобсон.

Четвертый сектор -- информационно-правовые системы ("Кодекс", "Гарант плюс", "Консультант плюс" и другие). Здесь россияне вне конкуренции

Сами с усами

На первый взгляд, все программные продукты мало отличаются друг от друга. Изюминка всех систем в модульном построении. То есть покупатель получает своеобразный конструктор, в котором может адаптировать под свои нужды каждый функциональный блок.

Некоторые компании не спешат "садиться на иглу" программистов. "Дешевле и проще организовать собственный отдел автоматизации, который займется разработкой и внедрением необходимого ПО, чем покупать готовый продукт, а потом его настраивать", -- говорит директор по маркетингу и рекламе ООО "Кей" Александр Хомяков.

Системный подход

Другие заказчики не пытаются заниматься программированием самостоятельно и нанимают профессионалов. Существует два подхода. Одни уверены, что все решение должен делать один поставщик на базе одного продукта. Сами разработчики рекомендуют работать с несколькими поставщиками. Одни поставщики, например, разрабатывают и внедряют ПО для кассовых аппаратов, а другие автоматизируют бухгалтерию и склад.

Недостаток такой интеграции в том, что, когда возникают проблемы на стыке, найти ответственного поставщика сложно.

Александр Сологуб

Налоговые органы Санкт-Петербурга объявили о возможности предприятиям сдавать отчетность в электронном виде.  »
Юридические статьи »
Читайте также