Амбиции малого бизнеса питают развитие лизинга

Отмечаемое нынешним летом 10-летие российского лизинга, по всей видимости, даст больше оснований говорить об успехах и планах, нежели о неудачах. И дело здесь не столько в традиции, согласно которой на время торжеств следует забывать о проблемах, сколько в объективной реальности

Лизинг, непременный атрибут цивилизованного реального бизнеса, начинался в России с нуля и за прошедшее десятилетие превратился в достаточно разветвленную капиталоемкую отрасль, услугами которой пользуются как небольшие предприятия, так и лидеры экономики.

Заметный рост лизингового сектора начался после кризиса 1998 года, когда тысячи компаний лишились возможности единовременно вкладывать в развитие десятки и сотни тысяч долларов. Дополнительным стимулом стал новый Налоговый кодекс, с 2001 года позволивший компаниям относить лизинговые платежи на себестоимость.

Последние годы стали временем активного приобщения к лизингу малого и среднего бизнеса. Если раньше бытовало небезосновательное мнение, что лизинговые компании стараются вести дела только с крупными клиентами, совершающими сделки на суммы от $50 тыс., то сейчас на рынке появляются все более гибкие предложения, рассчитанные на самый широкий спектр возможностей потребителей услуг. Северо-Западный регион в этом плане - пример вполне показательный.

Как следует из маркетингового исследования, проведенного Северо-Западной лизинговой ассоциацией, из более чем 260 лизинговых компаний, действующих в России, на территории СЗФО представлено около 100. Суммарный объем оказанных участниками исследования услуг на территории региона составил в 2003 году $201 млн.

За указанный период, как следует из представленной фирмами информации, было заключено более 1500 договоров лизинга.

Средняя стоимость одного договора составила $160,8 тыс., минимальная средняя - $26 тыс., максимальная средняя - $563 тыс. При этом 67% совершенных сделок приходятся на суммы от $10 тыс. до $100 тыс., 23% сделок находятся в диапазоне $100 - $1 млн, 6,5% - менее $10 тыс., 3,5% - более $1 млн.

Нужно отметить, что уже появились фирмы, работающие в секторе "микролизинга", то есть оказывающие услуги на суммы менее $1 тыс. и работающие даже с предпринимателями без образования юридического лица.

В то же время работа с малым бизнесом может доставить лизинговой компании едва ли не больше головной боли, чем оформление крупной сделки. Причины могут быть самыми разными - от переоценки собственных возможностей, когда руководство небольшого предприятия, стремясь совершить "большой скачок", приобретает слишком много новой техники и оборудования, а потом оказывается не в состоянии им управлять, и до банальной недобросовестности.

Двойная бухгалтерия по-прежнему весьма широко распространена на небольших предприятиях, и отсутствие прозрачной документации серьезно затрудняет контроль со стороны лизингодателя. Не случайно представители многих лизинговых компаний признаются, что вынуждены вносить в договоры с клиентами пункты о праве в любой момент нанести визит с проверкой, а также затребовать необходимые бумаги.

Однако неприятности все равно остаются лишь нюансами, неспособными кардинально повлиять на развитие лизинга. Напротив, на рынке появляется все больше предложений, сориентированных на максимальное удобство потребителя.

Так, с 1 апреля 2004 года в Петербурге стартовала новая программа поставок дорожной техники, разработанная компаниями "Интерлизинг" и "Совавто - современные технологии строительства".

Принципиальное отличие нового продукта от действующих лизинговых схем в том, что в данном случае работа построена с учетом сезонного фактора, являющегося одним из основных в рабочих графиках дорожников. В отличие от стандартного лизинга, при котором платежи вносят ежемесячно равными долями, в этом случае фирмы-клиенты рассчитываются в течение восьми месяцев в году - зима и начало весны, когда дорожные работы не ведутся и техника простаивает, из графика исключены.

К слову, согласно результатам маркетингового исследования, проведенного Северо-Западной лизинговой ассоциацией, именно строительный комплекс в минувшем году стал основным двигателем лизингового дела. У 80% компаний предметом лизинга выступала дорожно-строительная техника, у 90% - строительная техника и оборудование. В целом же лизинговые компании участвовали в развитии практически всех отраслей региональной экономики - от медицины до авиационного транспорта.

Как признаются специалисты, едва ли не единственное, за что они стараются не браться, - участие в сделках по приобретению дорогой уникальной техники, которую в случае неудачи трудно продать.

Юрий Сергеев

Конкуренцию защитит закон  »
Юридические статьи »
Читайте также