Зоны в загоне Точки промышленного роста не помещаются в федеральный бюджет-2004

Минэкономразвития и Минфин снова повздорили из-за особых экономических зон (ОЭЗ). Вчера на совещании в Белом доме они не смогли продвинуться дальше коренного вопроса - нужны ОЭЗ российской экономике или нет. Хотя вице-премьер Борис Алешин обещает, что в скором времени в стране появятся 5 - 7 ОЭЗ, в бюджете следующего года и финансовом плане до 2006 г. денег на зоны не предусмотрено.

Апеллируя к китайскому опыту, министр экономического развития Герман Греф два года убеждает министра финансов Алексея Кудрина в перспективности ОЭЗ. Греф убежден, что благодаря упрощенным административным процедурам и налогово-таможенным льготам зоны станут магнитом для инвестиций в прорывные технологии и позволят выпускать продукцию, конкурентоспособную на мировом рынке.

Минэкономразвития подготовило законопроект, предусматривающий два типа ОЭЗ - промышленно-производственные (ППЗ) и технико-внедренческие (ТВЗ). Первые займут не больше 10 кв. км, вторые - не больше 1 кв. км. Минимальная сумма затрат резидента на капвложения в проект - не менее 10 млн евро для ППЗ, а для ТВЗ лимит не установлен.

В январе руководитель департамента налоговой политики Минэкономразвития Михаил Орлов утверждал, что разногласия с Минфином сняты и остались считанные дни для согласования поправок в Налоговый и Таможенный кодексы. По его словам, Кудрин одобрил создание по 5 - 7 ППЗ и ТВЗ и согласился заложить средства на них в федеральном бюджете. Однако в апреле законопроект Минэкономразвития ушел в правительство несогласованным. Концептуальные замечания своего ведомства первый замминистра финансов Сергей Шаталов изложил на 10 страницах.

В мае у законопроекта появился новый куратор в правительстве - вице-премьер Алешин. Вчера после совещания, которое проводил Кудрин, Алешин признался, что "по принципиальным вопросам до конца противоречия не сняты". Тем не менее он надеется, что в августе - сентябре законопроект обсудит правительство. Затем его внесут в Думу.

По свидетельству ректора Академии народного хозяйства Владимира Мау, дискуссия была предельно эмоциональной, но по содержанию осталась на точке прошлого года - нужны или нет ОЭЗ вообще. Минфин, по его словам, по-прежнему опасается, что ОЭЗ благодаря льготному налогообложению быстро превратятся в черные дыры, куда утекает капитал. Шаталов откровенно против проекта в нынешнем виде. Его не убеждают положения о целесообразности создания зон, не нашел он и расчета социально-экономических последствий. В своих возражениях Шаталов пишет, что МЭРТ не представил аргументов, "кто и на основе каких критериев будет определять уровень конкурентоспособности товаров и технологий".

Экономический департамент аппарата правительства тоже находит изъяны. Не изложен порядок отбора правительством территорий, претендующих на ОЭЗ, не определен перечень документов для получения статуса резидента зоны, нет ограничений на таможенный режим свободной таможенной зоны. "Законопроект предусматривает налоговые и таможенные льготы инвесторам, что является в скрытом виде госсубсидированием производства. Неужели Греф, отвечающий за вступление в ВТО, не видит этого противоречия? " - замечает чиновник Белого дома. Орлов из Минэкономразвития считает претензии надуманными. По его словам, внутренние налоговые преференции не интересуют ВТО. На таможенные преференции вступающая страна имеет право, если территория, получающая статус ОЭЗ, не входит в состав таможенной территории РФ. Что касается порядка селекции проектов, то Минэкономразвития не видит необходимости перегружать закон прямо прописанными нормами. "Для конкретного типа продукции, выпускаемой в данной ОЭЗ, правительство изберет свой алгоритм отбора", - подчеркивает чиновник.

Алешин сказал, что на доработку законопроекта отведена неделя. По его мнению, к 2005 г. в стране могут появиться 5 - 7 ОЭЗ. "Думаю, это будет смешанный вариант из промышленно-производственных и технико-внедренческих зон", - полагает вице-премьер. По расчетам Минэкономразвития, для раскрутки 5 - 7 ППЗ и того же числа ТВЗ необходимо на два ближайших года заложить в бюджеты всех уровней $500 млн. Между тем в одобренном правительством финплане на 2003 - 2005 гг. средства федерального бюджета на эти цели не предусмотрены. Убежденный сторонник зон Мау рассуждает уже осторожнее, чем год назад. Он говорит, что надо поставить надежные заслоны лоббистам, которых ОЭЗ интересует только в специфическом смысле. "Для демонстрации серьезных намерений, - говорит он, - субъект Федерации должен гарантировать вложение в инфраструктуру ОЭЗ не менее $5 млн на 1 кв. км". А сотрудник Института экономики РАН Наталия Смородинская считает затею изначально порочной. По ее мнению, администрация ОЭЗ, осуществляющая контроль за инвестором и одновременно оказывающая ему платные услуги, - это готовый "инструмент легализованной коррупции".

Александр Беккер

Зоны для инвесторов  »
Юридические статьи »
Читайте также