Теория относительности Зарплату учителям повысят. Или не повысят, это – как считать

В октябре мы рассказывали о том, что широко разрекламированная Смольным новая система оплаты труда бюджетников , как выяснилось, вовсе не ведет к существенному повышению зарплат работников детских садов (что торжественно обещали разработчики). Теперь выясняется, что такая же ситуация и в общеобразовательных школах.

О том, что с нового года их зарплаты будут начисляться по новым правилам, всех учителей уже уведомили под роспись, но точной информации о том, кто и сколько будет получать, практически ни у кого нет. «В лучшем случае централизованная бухгалтерия спустит нам эти данные в конце декабря или начале января, но скорее всего позднее, когда будет начисляться зарплата за январь», – объяснили в одной из школ, расположенных около моего дома. Пока всем заинтересованным лицам приходится довольствоваться самодеятельными расчетами, и они не внушают оптимизма.

Среди коэффициентов, которые влияют на величину зарплаты, наибольшее значение имеют два – уровень образования и стаж работы. Таким образом, молодые специалисты практически ничего не выиграют. На максимальную прибавку могут рассчитывать лишь учителя, проработавшие в школе по два-три десятка лет, а их не так много.

«Но при этом отменили ряд ранее существовавших надбавок – например, тем, кто имеет знак «Отличник образования», – рассказала моя собеседница. – Нам говорят, что это ведомственная награда, а не правительственная. Но правительственными наградами учителей не награждают. В общем, мы прикинули – и вышло, что зарплаты большинства преподавателей если и вырастут, то очень незначительно. А часть наших сотрудников вообще потеряет в деньгах – им придется доплачивать из специального фонда. И есть сильные опасения, что создавать этот фонд нам придется самостоятельно, за счет внутренних резервов...»

Так-то вот. А ведь начиналось все, как обычно, за здравие.

– В первый раз о новой системе начисления заработной платы заговорили в марте, на совещании в Комитете по образованию, – вспоминает директор известной в городе 610-й гимназии Сергей Бурячко. – На это совещание приехала Валентина Матвиенко, сказавшая, в частности, что зарплата учителей увеличится в несколько раз. В июне, на следующем совещании, говорили о двукратном увеличении зарплат, однако, когда в конце августа директорам ряда школ дали «пробные» коэффициенты, стало очевидно, что речь идет о 30–40 процентном повышении. Нас, впрочем, устроила бы и такая прибавка, но, как выяснилось в дальнейшем, она не устроила Комитет финансов: оказывается, эти цифры «не влезают» в проект бюджета. И коэффициенты снова стали переверстывать – на сей раз уже не под учителей, а под бюджет...

В результате в 610-й гимназии фонд заработной платы увеличился на 27,24 процента.

– Но наш пример не вполне показателен, – честно предупреждает Бурячко. – 80 процентов преподавателей нашей гимназии имеют первую и высшую категории, у многих – ученые степени. В других школах рост заработной платы окажется ниже.

Но беда в том, что и в 610-й гимназии он окажется ниже. «Как и во всех образовательных учреждениях, у нас был так называемый надтарифный фонд, из которого мы доплачивали учителям за классное руководство, или за проверку тетрадей, или за работу по содержанию кабинетов. Так вот, с нынешнего года этот фонд резко сократили. То есть в один карман добавили, из другого – вытащили. Так что итоговое повышение зарплат составит 6,88 процента. Это даже ниже уровня инфляции, официально запланированной на следующий год, поэтому к концу 2006 года «средний» учитель будут получать не больше, а меньше, чем сегодня. И это – повторюсь – в нашей школе, где уровень квалификации преподавателей чрезвычайно высок», – констатирует Сергей Бурячко.

Что же говорить об остальных?

Резкое сокращение надтарифного фонда коснулось всех образовательных учреждений. И это, кстати, породило еще одну проблему. Дело в том, что за счет этих денег школы не только доплачивали учителям, но и вводили дополнительные ставки – например, социальных работников. «Нам говорят, что социальные работники по штатному расписанию положены лишь коррекционным учебным заведениям, – рассказывают директора. – Но большинству наших ребят нужны льготные проездные билеты – кто будет заниматься ведением транспортной базы, если я не найму социального работника? А документация по льготному питанию? Вы бы видели, какие там отчеты! Между тем у нас учится достаточно много ребят из малообеспеченных семей, которым такое питание положено. И, кстати, материальную помощь от муниципального совета они тоже получают через школу...»

Конечно, в городе есть суперэлитные гимназии, учеников которых возят родительские мерседесы. В проездных билетах, а тем паче в бесплатных завтраках они не нуждаются. Но таких учебных заведений единицы. Руководители же всех остальных вынуждены нанимать сверхштатных работников. Впрочем, есть вероятность, что в ходе проверки штатных расписаний бюджетных учреждений, которая будет проходить в следующем году, эти должности узаконят. Надежды на то, что власть пойдет более простым путем и упростит отчетность по льготам, ни у кого из моих собеседников нет...

По мнению председателя комиссии ЗакСа по социальным вопросам Наталии Евдокимовой, новая система оплаты труда вообще не была связана с повышением зарплат – речь шла лишь о том, чтобы отказаться от надбавок, зачастую превосходящих официальные оклады. Однако Валентина Матвиенко поспешила порадовать бюджетников и громогласно заявила, что их доходы существенно возрастут. В результате десятки тысяч людей, которых обнадежили заявлением губернатора, обречены на очередное разочарование.

«Мы тридцать лет ждем повышения зарплаты. Думали – уж теперь-то оно состоится, но выясняется, что придется ждать дальше», – грустно резюмировала директриса одной из школ. Впрочем, одна из ее коллег оказалась куда более оптимистичной. По ее мнению, нашим учителям грех жаловаться, потому что в других регионах дела обстоят еще хуже.

Виктория Работнова

НДС по рекламе можно вычесть  »
Юридические статьи »
Читайте также