"Совтрансавто" отстояло права человека

На завтрашней пресс-конференции руководители "Совтрансавто" с гордостью расскажут, как засудили правительство Украины в Европейском суде по правам человека. Хотя жалобу подавала компания и касалась она хозяйственных проблем, транспортники доказали европейцам, что Украина не обеспечила им справедливого суда. Теперь "Совтрансавто" надеется взыскать с соседней страны еще $17 млн.

АО "Совтрансавто" - автотранспортный холдинг, созданный при приватизации внешнеэкономического концерна. В составе холдинга 38 дочерних и аффилированных компаний в России и странах СНГ. Их совокупный автопарк - около 2000 грузовиков. Структура акционеров и оборот "Совтрансавто" не разглашаются.

Конфликт, приведший "Совтрансавто" в Страсбургский суд, начался в августе 1997 г. До этого российскому холдингу принадлежало 49% украинской компании "Совтрансавто-Луганск" (на нее приходилось почти 10% автопарка холдинга). Но в 1997 г. украинский менеджмент этой компании инициировал три допэмиссии акций в пользу дружественных структур, и доля россиян в капитале сократилась до 20,7%. Юристы "Совтрансавто" пошли по украинским судам, но потерпели неудачи последовательно во всех инстанциях. Причем, как отмечают в компании, в большинстве случаев суды просто отказывались принимать иски по формальным основаниям. А в 1999 г. акционеры "Совтрансавто-Луганск" большинством голосов решили вовсе ликвидировать компанию и передать ее имущество другому местному предприятию - ЗАО "Транс Кинг ".

Судебные тяжбы на территории соседнего государства продолжались до апреля нынешнего года, когда "Совтрансавто" окончательно проиграло дело в Высшем хозяйственном суде Украины. Разочаровавшись в украинской судебной системе, юристы транспортной компании подали иск уже против самой Украины в Европейский суд по правам человека.

Европейский суд по правам человека (Страсбург) рассматривает вопросы, связанные с нарушением Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ответчиками выступают государства). Конвенция позволяет суду выносить решения, связанные с материальными претензиями заявителя, направленными на получение справедливой компенсации за нарушение его прав. Как правило, государства-ответчики, проиграв в Страсбурге, платят: иначе они могут потерять членство в Совете Европы.

По словам Стефани Кляйн, пресс-секретаря Европейского суда по правам человека, суду уже приходилось рассматривать иски частных компаний против государств.

"Страсбургский суд по правам человека - последняя инстанция в нашем случае, потому что речь идет о дискриминации российской компании со стороны иностранного государства, - заявил "Ведомостям" гендиректор "Совтрансавто" Анатолий Тян. - В нашем иске было четыре пункта, по двум из которых суд 25 июля 2002 г. признал нашу правоту".

В июльском постановлении Европейского суда, имеющемся в распоряжении "Ведомостей", признается, что Украина нарушила право истца на справедливый суд и его право собственности. Но кроме морального удовлетворения это решение пока ничего не дает. "Пункт о возмещении ущерба будет рассматриваться через полгода - в конце января. Украине дано три месяца на обжалование плюс столько же - на возможность мирного урегулирования", - говорит Тян. Материальные претензии к украинскому бюджету он оценивает в $17 млн.

Российский Минтранс поддерживает "Совтрансавто". "Это крупный международный скандал в автотранспортном бизнесе, - говорит руководитель департамента автомобильного транспорта Минтранса Анатолий Пинсон. - Пока не понятно, подействует ли на Украину решение суда". Он сомневается, что эта страна компенсирует ущерб до вынесения окончательного вердикта.

Украинские чиновники комментируют конфликт хладнокровно. В пресс-службе Высшего хозяйственного суда Украины "Ведомостям" заявили, что единственный шанс "Совтрансавто" отсудить свои деньги - найти дополнительные обстоятельства и подать новый иск в украинский суд первой инстанции. "А если решение Страсбургского суда будет противоречить украинскому законодательству, то мы будем руководствоваться законами Украины", - говорит собеседник. Источник в Минтрансе Украины еще категоричнее: "Шансов выиграть у них нет. Разве что они смогут поднять вопрос на уровень межгосударственных отношений ".

Илья Хренников Олег Гавриш Максим Трудолюбов

В конфликт вокруг ЗАО "Лето" (Санкт-Петербург) вмешалась налоговая полиция  »
Юридические статьи »
Читайте также