Джозеф Бек: "Страна нищает, если защищает только самых известных ...

Джозеф Бек: "Страна нищает, если защищает только самых известных представителей культуры". "Почему американское кино завладело миром? Наверное, не потому, что у американцев генетическая предрасположенность к гениальности. Просто у нас другая система защиты авторских прав", – считает американский юрист Джозеф Бек.

Юрист и партнер американской фирмы Kilpatrick Stockton, профессор юридического факультета Университета Эмори, а также официальный спикер генконсульства США Джозеф Бек провел в Петербурге несколько семинаров и лекций, посвященных интеллектуальной собственности. По мнению американского специалиста, именно отсутствие налаженной системы авторских прав более всего тормозит развитие местной экономики.

"Многие владельцы авторских прав в США и Европе считают Россию одним из худших нарушителей авторских прав. Уровень пиратства компьютерных программ в России составляет до 90%. По этому показателю ваша страна уступает лишь Китаю и Вьетнаму. Сегодня российское Правительство теряет налоговые доходы. А это $85 млн ежегодно. Многие в США и Европе полагают, что именно российское Правительство несет за это ответственность. В результате такой ситуации некоторые влиятельные люди США и Европы выступают против вступления вашей страны в ВТО; таким образом, российская экономика будет продолжать страдать.

В США отрасли, связанные с авторским правом, сегодня характеризуются как наиболее динамично развивающиеся. Они являются одними из тех немногих сфер, которые дают положительный торговый баланс. Америка импортирует все; единственное, что мы можем продать другим странам, – это интеллектуальная собственность.

В сложившейся ситуации США невыгодно накладывать на Россию экономические санкции за бездействие в защите авторских прав ввиду совместного сотрудничества наших стран в деле борьбы с международным терроризмом. Если бы не было этой общей проблемы, то я уверен, что такие санкции имели бы место.

Существует целый набор аргументов в пользу присоединения России к международному законодательству в области авторского права. Сегодня американские и европейские бизнесмены отказываются инвестировать в российских дистрибьюторов и адвокатов. Они просто не верят в то, что российское законодательство защитит их интеллектуальную собственность. Следовательно, лицензионная американская продукция не распространяется в России, продаются лишь пиратские копии.

Россия славится своими талантливыми инженерами, изобретателями, учеными. Но где российские "Майкрософты", "Сони"? Американский Microsoft, японский Sony выживут, несмотря на то что от российского пиратства они теряют деньги. А вот российским специалистам будет работать трудно, потому что иностранные компании не желают инвестировать в их проекты и, соответственно, ваши предприятия не имеют доступа к международному капиталу. Ввиду того, что инвестиций крайне недостаточно, неудивительно и то, что в России мало предпринимателей, которые занимались бы продюсированием работ режиссеров, артистов, художников и т.д. В итоге творческие и талантливые люди лишены возможности показывать свое творчество. Соответственно, у них меньше стимулов творить.

Российских авторов грабят ленивые люди, которые наживаются на собственной безнаказанности. Страна нищает, если защищает только самых известных представителей культуры. В США сегодня нет ни одного писателя, которого можно было бы сравнить по уровню с Толстым, однако в стране работают тысячи писателей, которые зарабатывают миллионы долларов ежегодно, потому что умеют грамотно продать свой труд.

Сегодня Россия экспортирует таланты, а импортирует культуру. В 2001 году на Московском кинофестивале не было показано ни одного российского фильма. Сегодня в российских кинотеатрах демонстрируется не более 7% отечественных фильмов. Если так будет продолжаться и дальше, Россия станет культурной колонией США и Европы. Влияние российской культуры уменьшается с каждым годом, как шагреневая кожа. К счастью, эту угрозу понимают российские власти. В 2002 году бюджет Министерства культуры увеличился на 25% по сравнению с 2001 годом и составил $350 млн.

Я думаю, что если в России будет принято законодательство в области авторского права, аналогичное действующему в США, то выиграют все.

Почему США сегодня экспортируют больше культуры, чем любая другая страна? Почему американское кино завладело миром? Наверное, не потому, что у американцев генетическая предрасположенность к гениальности. Просто у нас другая система защиты авторских прав. Хотя главная цель – это общественное благо, а не обогащение авторов и издателей.

Последнее громкое дело, которое я вел и выиграл, был процесс "Наследники Маргарет Митчелл против Элис Рэндалл". Я представлял интересы Элис Рэндалл, автора романа The Wind Done Gone, названного наследниками Маргарет Митчелл "посягательством" на роман "Унесенные ветром". Мне удалось доказать, со ссылкой на первую поправку к Конституции США, что роман Рэндалл как пародия имеет право на публикацию. Дело "Митчелл против Рэндалл" широко освещалось в американской прессе.

В отношении нарушителей авторских прав в США применяются самые радикальные меры. Американские владельцы авторских прав даже могут получить компенсацию расходов на адвоката. Суд может постановить уничтожить фальшивые экземпляры и оборудование.

Санкция на это может быть получена без предварительного уведомления нарушителя. Естественно, люди, которые не являются владельцами авторских прав, могут их использовать, но только в соответствии с законом. Законодательное исполнение – основа избегания конфликтов между владельцами авторских прав и свободной прессой".

Комментарии

"Закон-то есть, но его невозможно исполнить"

Людмила Светлица, юрист, специалист по авторскому праву:

"Закон об авторском праве есть, его лишь надо грамотно применять. Когда закон разрабатывался (а это было более 10 лет назад), то в качестве экспертов также привлекались американские юристы, поэтому мы имеем многолетнюю историю сотрудничества с американскими коллегами в области интеллектуальной собственности. В этом законе были использованы нормы англосаксонской системы права, что нехарактерно для России, где применяются в основном нормы континентального права. Сам по себе закон хороший, но другой вопрос – его эффективное применение. На сегодня главная проблема – невозможность исполнения судебного решения, поскольку нарушители не дожидаются прихода судебного пристава, а предпочитают скрыть имущество, ликвидировать фирму и выступать под именем другого юридического лица. Кроме того, авторы находятся в довольно трудном положении, они сталкиваются и с другой проблемой – как доказать факт нарушения. Я считаю, что в России должна быть создана система мониторинга авторских прав, которая обеспечивала бы отслеживание фактов нарушений и тем самым способствовала формированию доказательственной базы для рассмотрения дела судом.

Сегодня в России в системе правоохранительных органов действует специализированная служба, которая занимается расследованием правонарушений в сфере телекоммуникаций и компьютерной информации. Могу с уверенностью сказать, что там работают грамотные специалисты. Но весь парадокс заключается в том, что зачастую, изъяв нелицензионную продукцию, сотрудники этой службы не могут найти держателей авторских прав. Кроме того, даже если правообладатель и установлен, то он не всегда хочет заявлять гражданский иск в уголовном деле и отстаивать свои интересы в суде. Так, например, в прессе и Internet периодически появляется информация об уголовных делах по обвинению в распространении контрафактных программ Microsoft, в большинстве из которых представители Microsoft в России не заявляли гражданский иск, хотя, на мой взгляд, это максимально быстрый и эффективный способ взыскания ущерба с правонарушителя. И когда Джозеф Бек говорит о том, что иностранные компании сердиты на Россию и российское Правительство за то, что в нашей стране процветает пиратство, меня удивляет следующее. Почему такие крупные корпорации, как Microsoft, IBM, гиганты кино- и музыкальной индустрии, располагая солидными финансовыми возможностями, не проведут несколько показательных слушаний в суде по защите своих прав, которые широко бы осветили СМИ? В России достаточно грамотных юристов, которые могли бы вести эти дела. Если пройдет несколько таких дел, то они покажут работоспособность российских законов. Не надо ждать каких-либо действий в этом направлении от Правительства РФ. Это дело не Правительства – инициировать дела по защите авторских прав, а самих правообладателей".

Ольга Бородянская, консультант по вопросам авторских прав:

"Договор между автором и издательством – основа всех возможных дальнейших вопросов и разбирательств. В советское время такой договор был типовым, поэтому проблем практически не возникало. Сегодня у каждого издательства своя форма и содержание договора, поэтому при его заключении надо быть очень внимательным. На Западе для облегчения составления такого договора существуют институты литературных агентов. Сейчас в России такая практика также находит место. Литературный агент должен не просто и не только оговаривать условия издания книги своего автора. Он обязан следить, как эти условия выполняются обеими сторонами. Вот почему так важны тщательно предусмотренные и зафиксированные условия контракта, которые, к сожалению, сегодня в России часто нарушаются издателями".

(А.Н.)

Игорь Задворнов: "Теперь мы установим истинный контроль"  »
Юридические статьи »
Читайте также