Пассажир на перепутье

В трамваях и автобусах опять пересчитывают пассажиров. Кондукторам лишняя морока, но раз начальство приказало, надо выполнять.

Вагон ползет по Литейному проспекту со скоростью пешехода следом за вереницей автомобилей, двигающихся строго по рельсам.

Пожилая пара, муж и жена, предъявляют удостоверения.

- Простые пенсионеры? - спрашивает кондуктор.

Те согласно кивают и получают по синему талончику.

Рядом оказывается более осведомленный дед и на тот же вопрос кондуктора без запинки отвечает:

- Ветеран.

И получает красный талончик.

- Нам тоже надо было красный, мы же ветераны, - говорит женщина мужу, прочитав текст на синем талончике.

- Да ладно, какая разница, - отмахивается муж.

Оказывается, под "простым пенсионером" подразумевается льготник, который не попадает под федеральные законы "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов". Но объяснять каждому что к чему у кондукторов никаких сил не хватит.

К ежегодному обследованию пассажиропотоков горожане уже привыкли. Каждый раз населению объясняют, что обследование проводится с целью разработки оптимальной схемы городской маршрутной сети. Нынешняя процедура, очевидно, каким-то боком связана и с грядущей монетизацией льгот. За простого-то льготника платит городской бюджет, а за федерального - федеральный. Наверное, посчитают, сколько тех и других в реальности перевозит наземный транспорт. Но будут ли полученные данные отражать действительное положение вещей? Время для обсчета выбрано не самое подходящее: лето - дачи, отпуска.

О результатах изучения пассажиропотоков, на что деньги, надо полагать, тратятся немалые, транспортники населению не докладывают. Но кто еще пользуется общественным транспортом, эти результаты ощущает вполне. Что касается трамвайного хозяйства в центральной части города, то оно выглядят так: неэффективные маршруты сняты, рельсы разобраны, парки закрыты. Вместо обещанного на замену муниципального автобуса пущены в основном коммерческие. А какова эффективность использования трамвайных путей после дорогостоящего евроремонта на Литейном и Владимирском проспектах? Многие еще помнят, что раньше по этой трассе ходили или ее пересекали с десяток маршрутов, соединяя центр города с разными районами. Осталось три: 12, 28 и 14. На остановках обозначены интервалы движения: от 23 до 34 минут! 14-й у цирка поворачивает на Садовую и выходит на еще одну отремонтированную трассу, по которой кроме 14-го ходит, пока еще с зигзагами из-за ремонта следующего участка Садовой, столь любимый горожанами 3-й маршрут. С конечной станции - площади Репина - все сидячие места заняты, пассажиры уже стоят. Наверное, это и называется оптимизацией маршрута.

...Картина развития трамвайного движения в целом выглядит оптимистично только в долгосрочных программах, разработка которых последние годы идет без перерыва. Хуже с реальными, пускай хотя бы и промежуточными успехами.

Когда в январе 2003 года, еще при прежней администрации, комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) представлял программу реформирования всех звеньев маршрутного транспорта и пассажироперевозок, рассчитанную до 2015 года, было обещано, что ощутимые перемены нас ожидают уже в 2004 - 2005 годах. 2004 год на исходе, успехи призрачны.

Уменьшенный вдвое по сравнению с доперестроечной эпохой подвижной состав трампарков продолжает стареть быстрее, чем обновляться. Разрекламированный первый пилотный проект программы ускоренного движения на проспекте Просвещения на поверку оказался мифом. Да, пути там ремонтируют качественно, но для разгона вагонов до обещанных 40 - 60 километров в час технических условий нет и в ближайшие год-два вряд ли будут созданы. Перспектива развития других пилотных проектов в "спальных" районах той же программы ускорения фактически заморожена.

Новое правительство в апреле текущего года приняло постановление "О программе развития трамвайной маршрутной сети, трамвайных парков и использования их территорий на 2005 - 2007 годы". На недавнем совещании в КЭРППиТ сообщалось, что в ближайшее время схема маршрутной сети наземного электрического транспорта не претерпит существенных изменений. Планируется только разобрать рельсы на Большом Сампсониевском пр., от ул. Смолячкова до 1-го Муринского пр., а также по Вознесенскому пр., Измайловскому пр. и Барочной улице. Демонтаж дублирующих трамвайных маршрутов вписывается в общую концепцию реформирования городской маршрутной сети социальных и коммерческих автобусных перевозок. Этот вопрос планируется рассмотреть на заседании правительства уже в августе. Наше транспортное хозяйство на пороге больших перемен, подготовка к которым шла последние несколько месяцев.

Начинаются и закончатся в октябре тендеры среди перевозчиков на обслуживание маршрутной сети. Победитель берет на себя обязательство обслуживать в определенной зоне как социальные, так и коммерческие маршруты при соответствующем субсидировании. Таким образом, по замыслу разработчиков, предприятия различных форм собственности уравниваются в правах, начинается жесткая конкуренция за бюджетные деньги, и в конце концов все стороны выигрывают.

Прогнозируются фантастические для пассажира результаты. Социальные автобусы большой вместимости будут ходить через каждые 10 минут, маршрутки - через 20. И, более того, цены на маршрутки могут понизиться! До разницы не более чем в два рубля между проездом в автобусе муниципальном и коммерческом. Вот радости-то будет у горожан. Если, конечно, прогнозы сбудутся.

Эмма Беленкова

За контрабанду взялся Главк  »
Юридические статьи »
Читайте также